В последнее воскресенье перед 12 октября отмечается память Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших. Многим это может показаться экзотическим, необычным: Испания и Португалия — самые западные по отношению к России европейские страны — совсем не ассоциируются с православием. Но много веков назад, еще до разделения христианской Церкви, здесь подвизались, а порой и принимали мученическую кончину верующие во Христа.
Сегодня на территории Испании и Португалии действует Испано-Португальская епархия и ряд приходов Русской Православной Церкви. Среди прихожан не только этнические русские, но и представители других народов, в том числе из числа местных жителей.
Впервые празднование Собора испанских и португальских святых совершалось в 2019 году, причем дата празднования была выбрана не случайно: 12 октября — национальный праздник в Испании — день Испанизации, или Испанской нации (Испанидад). В этот день Колумб открыл Америку. А по церковному календарю это праздник Богоматери Пилар, отмечаемый с особым торжеством в ряде регионов страны.
В состав Собора включены 80 святых:
- мученик Викентий Сарагосский (+304);
- мученица Виктория Кордубская (+304);
- мученик Ерминингельд (+585);
- преподобный Осия Кордубский (+357 или 358);
- мученица Евлалия Барселонская (+ок. 304);
- мученица Леокардия Толецкая (+304);
- преподобный Емилиан Кукуллат (+574);
- святитель Мартин Бракарский (+580);
- 72 мученика, в Кордубе пострадавших (+850–859).
Расскажем о каждом из них подробнее.
Святой Викентий — пламенный диакон-проповедник
Святой Викентий жил в городе Сарагосе на северо-востоке Испании на рубеже III–IV веков. Он был диаконом. Благодаря ораторскому мастерству Викентий получил благословение проповедовать среди местных жителей.
Иберийский полуостров в то время входил в состав Римской империи. Когда император Диоклетиан начал преследовать христиан, новый назначенный им префект Испании Публий Дациан прибыл и в Сарагосу и приказал схватить диакона-проповедника. Викентия отправили в Валенсию, где он был подвергнут пыткам, однако не отрекся от веры. Его казнили в 304 году.
Сразу после утверждения христианства в Валенсии на месте погребения мученика была построена церковь. В западной традиции святой Викентий считается покровителем моряков и виноделов.
Исповедница Виктория Кордубская
Святая Виктория родилась и выросла в Кордобе в благочестивой семье. В то время христианская община в городе была довольно многочисленной, и это привлекло внимание гонителей, посланных Диоклетианом.
Во время начавшихся гонений на христиан Виктория и ее брат Ацискл были вызваны к чиновнику Диону. На его глазах они отказались поклониться языческим римским богам. После долгих мучений Ацискл, по преданию, был обезглавлен в городском амфитеатре, Виктория застрелена из лука. Останки мучеников вывезла из города и погребла в своем имении знатная матрона Минциана. Позже на месте захоронения была построена церковь, а в XIII веке основан монастырь. Об особом почитании святых также свидетельствует тот факт, что сразу после их мученической смерти их дом был превращен в церковь. Ацискл и Виктория считаются первыми святыми Кордобы, в Испании они почитаются как заступники в грозу.
Ерминингельд Готфский: царевич-мученик, казненный собственным отцом
Святой Ерминингельд был старшим сыном короля вестготов Леогвильда. Леогвильд пребывал в арианской ереси.
Когда Ерминингельд покинул дом отца, чтобы править одной из провинций, он, благодаря проповеди епископа Леандра Гиспальского (Севильского), принял православие. Отец уговорами, а затем и угрозами призывал сына оставить эти «заблуждения». Сын отказался и даже поднял восстание против отца-еретика. Однако восстание не имело успеха, в результате чего по приказу Леогвильда епископ Леандр был изгнан из страны, а Ерменингельд заключен в тюрьму и затем убит.
По свидетельству Григория Великого, впоследствии Леогвильд раскаялся в содеянном и осознал истинность православной веры. Правда, он не решился признать свою вину публично из страха перед окружением и подданными. Тем не менее, незадолго до смерти король разрешил вернуться в Испанию епископу Леандру Гиспальскому и поручил ему быть наставником в православной вере своего младшего сына и наследника Рекареда. Согласно Григорию Великому, перед смертью король Леовигильд завещал Рекареду обратить вестготов в православную веру.
Осия Кордубский: один из авторов Символа веры
Епископ Осия председательствовал на I Вселенском Соборе, был одним из авторов текста Символа веры и участвовал в важнейших церковных событиях своего времени. Например, император Константин Великий отправлял его в Александрию для борьбы с арианской ересью. Помимо Вселенского Собора, святого приглашали и на ряд Поместных Соборов, где он также сыграл значительную роль.
Уже будучи в преклонном возрасте, он пережил притеснения и ссылку: к 353 году вся территория Римской империи оказалась под властью императора Констанция II, который поддерживал ересь евсевиан. Епископы, несогласные с политикой императора, были отправлены в ссылку.
Скончался святитель Осия в конце 357 или в 358 году. Ему было около 100 лет.
Евлалия Барселонская: отважная девушка
Евлалия Барселонская — очередная жертва гонений Диоклетиана. Он погибла около 304 года в возрасте всего 13 лет. С самого детства, как сообщает житие, Евлалия проявляла стремление к духовной жизни: предпочитала детским забавам уединенную жизнь в родительском доме, вместе с подругами молилась, читала Священное Писание. Когда в Барселону прибыл посланник Диоклетиана Докиан, Евлалия ночью тайно от родителей отправилась к чиновнику, чтобы обличить его за языческие заблуждения и гонения на христиан. Девочку схватили, подвергли пыткам, а затем распяли на кресте и обезглавили. По преданию после гибели святой из ее уст выпорхнул голубь, а тело покрыл выпавший снег.
Леокадия Толедская: Господь наградил тихой кончиной
Святая Леокадия родилась в христианской семье в III веке, также в эпоху преследования христиан Диоклетианом. Уже упоминавшийся выше префект Испании Публий Дациан ревностно исполнял декрет императора о преследовании христиан: их надлежало заставить поклоняться римским богам или же, если они не поддадутся, казнить.
Прибыв в Толедо, Дациан первым делом приказал схватить Леокадию — за смелое и публичное исповедание христианства. Перед судом она вновь твердо исповедовала свою веру, за что ее подвергли пыткам. Затем ее, израненную, бросили в маленькую тюремную камеру без света, где она продолжила молиться. Когда мучители вновь пришли за Леокадией, оказалось, что она уже умерла.
Сейчас одной из достопримечательностей Толедо является храм святой Леокадии, построенный, по преданию, на месте дома, где родилась святая.
Емилиан Куккулат: святой отшельник
Емилиан Кукуллат родился в небольшом поселении Вергехио в семье пастуха. В детстве и юности он пас скот. Примерно в 20 лет он встретил монаха Феликса и по его примеру решил стать отшельником. В течение трех лет Емилиан учился у своего старшего товарища, после чего начал свой отшельнический путь, удалившись в горы неподалеку от Бургоса, на берегах реки Эбро, где он провел около 40 лет в одиночестве и аскезе. Об отшельнике стало известно, и епископ Тарасоны Дидимус уговорил его принять сан и стать священником в родном Вергехио.
Когда Емилиан получил приход, местное духовенство из зависти обвинило его в растрате церковного имущества — дело в том, что святой щедро раздавал деньги бедным. Тогда Емилиан вновь ушел в горы, где к нему вскоре присоединились и другие верующие, желающие монашеского подвига. Так был основан пещерный скит, где Емилиан умер в возрасте 101 года.
После смерти Емилиана Кукуллата скит, в котором он умер и был похоронен, разросся и превратился в монастырь, посвященный самому святому, Сан-Мильян-де-Коголья. Строго говоря, сегодня это два монастыря: Сан-Мильян-де-Сусо (где и подвизался святой) и Сан-Мильян-де-Йусо.Святой Емилиан считается покровителем Кастилии, так как, согласно преданию, он явился на поле боя в сражении при Симанкасе и вместе с христианским воинством сражался с маврами.
Мартин Бракарский: просветитель Галисии
Будущий «апостол Галисии» родился в римской семье в Паннонии (современная Венгрия) в V веке, а в юном возрасте отправился в Святую Землю, где прожил три года и познакомился с традициями местного монашества.
Мартин отправился в Королевство свевов в Галисии, желая поспособствовать обращению в православие местных жителей. Святой Мартин привез в Брагу, столицу государства, реликвии святого Мартина Турского. В это время сын короля свевов Харариха был болен проказой. Мартин убедил короля приложить эти предметы к телу королевского сына, и, когда это было сделано, больной выздоровел. Впечатленный этим чудом, Карриак и вся его семья обратились в православие, а в Браге по приказу короля была основана церковь святого Мартина Турского. Образованность святого Мартина способствовала его хорошим отношениям с королем Харарихом, в результате чего тот выделил землю для строительства монастыря.
Святой Мартин много писал, а также занимался издательской деятельностью и сражался с арианством. Приобретя непререкаемый авторитет среди местных жителей и с согласия короля, Мартин был избран епископом, а затем и возглавил митрополию с центром в Браге. По инициативе святого Мартина состоялся Собор епархии, на котором законодательно был закреплен отказ свевов от арианства. Также святой Мартин вошел в историю как автор христианских текстов-наставлений, таких как ««Правило добродетельной жизни», «О гневе», «Ради избавления от хвастовства» и других.
72 мученика, в Кордубе пострадавших: гонимые и осуждаемые
Кордовские мученики — это христиане, казненные в IX–X веках в Кордове, столице мусульманского государства Аль-Андалус, в том числе 48 христиан, пострадавших в рамках т. н. движения мучеников.
Христиане при мусульманском владычестве были ограничены в правах, но исповедовать собственную веру им не запрещали. Однако многие из кордовских мучеников сознательно нарушали законы мусульманского государства, чтобы принять смерть за Христа: они публично отвергали ислам, выступали с проповедью христианской веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульманском пророке Мухаммаде. А в соответствии с нормами мусульманского права эти действия карались смертью.
Сначала христиане Кордовы сочувствовали добровольному мученичеству за веру, но впоследствии многие из них стали относиться к кордовским мученикам с непониманием и даже враждебностью. Кордовских мучеников собратья по вере обвиняли в «экстремизме», утверждая, что они фактически совершали самоубийство.
Однако история расставила все по своим местам: уже в Средние века кордовские мученики стали почитаться как святые.