24 июля Церковь воспоминает чудесное событие, когда через мощи великомученицы Евфимии всехвальной была подтверждена истинность православного вероучения в споре с еретиками-монофизитами. Чудо так впечатлило его свидетелей, что они решили закрепить память о нем в церковном календаре. Что же это было за чудо?

редактор, журналист
Жизнь и смерть великомученицы
Сначала всмотримся в историю самой святой Евфимии.
Ее прозвище «Всехвальная» не просто красивый эпитет. Это признание того, что подвиг и посмертные чудеса Евфимии прославили не только саму святую, но в первую очередь Бога, Которому она служила. К тому же оно резонирует со значением самого имени святой: слово Евфимия (Εὐφημία) — греческого происхождения и буквально означает «благая слава», «достойная похвалы».
Святая Евфимия родилась в начале IV века в городе Халкидоне в знатной семье сенатора Филофрона. В те времена Халкидон входил в римскую провинцию Европа, где проконсулом был ярый гонитель христиан Приск.

История мученичества Евфимии началась с коварного замысла проконсула. По совету своего друга Апелиана, жреца бога войны Ареса, Приск организовал общегородское празднество в честь языческого божества. Все жители должны были публично принести жертвы идолам — этот указ стал ловушкой для выявления тайных христиан. В итоге Апелиан донес проконсулу, что около пятидесяти христиан, включая юную Евфимию, собрались в одном из домов, отказавшись участвовать в языческом торжестве.
Стража ворвалась в дом, и все исповедники были схвачены. Девятнадцать дней длились непрерывные допросы и пытки — Приск надеялся, что продолжительные мучения сломят волю христиан. Когда его расчет не оправдался, он прибег к хитрости: всех заключенных бросили в темницу, а знатную девицу Евфимию вызвали на отдельный допрос. Проконсул рассчитывал, что молодая девушка из богатой семьи, оставшись без поддержки, проявит слабость. Однако все его уговоры отречься от Христа, обещания почестей и угрозы жестокой казни разбивались о непоколебимую веру мученицы.
В ярости Приск приказал подвергнуть Евфимию особой пытке — колесованию. Ее привязали к колесу, утыканному острыми ножами, которое при вращении должно было разрывать тело. Но по молитве святой страшное орудие чудесным образом остановилось, оставив ее невредимой. Это явное чудо проконсул объявил «милостью богов» (разумеется, языческих) и приказал бросить девушку в раскаленную печь. Но здесь произошло новое чудо: слуги Виктор и Сосфен, увидели сонм ангелов, охранявших мученицу, и отказались выполнить приказ. Они открыто исповедали Христа и были казнены — их бросили на растерзание диким зверям.
На следующий день пытки Евфимии продолжились с новой жестокостью. Проконсул, заподозрив, что она каким-то образом узнаёт о готовящихся испытаниях, приказал тайно вырыть яму с острыми кольями и прикрыть ее хворостом. Но святая прошла по смертоносной ловушке как по твердой земле. Другие мучения также не причинили ей вреда.

Arnoldius / Wikipedia / CC BY-SA 4.0
Последним испытанием стала встреча с дикими зверями на арене. Но и здесь произошло невероятное: выпущенные львы и медведи не тронули мученицу и стали ласкаться у ее ног. Потом одна медведица нанесла Евфимии легкую и почти безболезненную, но смертельную рану, избавив ее от дальнейших страданий. Когда святая скончалась от потери крови, город сотрясло внезапное землетрясение.
Чудо, «имже Православие утвердися»
Но самое поразительное чудо совершилось через полтора века после кончины Евфимии. В 451 году в Халкидонском храме, где покоились мощи святой, собрался IV Вселенский Собор. На нем велись жаркие споры с монофизитами, отрицавшими человеческую природу Иисуса Христа. В конце концов дискуссии зашли в тупик. Тогда Константинопольский Патриарх Анатолий предложил положить оба вероучительных текста — православный и монофизитский — в раку с мощами святой.

После трех дней молитв и поста гробницу открыли: еретический свиток лежал у ног мученицы, а православный она держала в правой руке. Затем, ко всеобщему изумлению, святая сама протянула его патриарху. Это чудо стало решающим аргументом в утверждении православного вероучения. С тех пор «воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися» отмечается ежегодно 24 июля.
Были и другие удивительные чудеса. Историк Евагрий Схоластик описывает, как из гробницы святой Евфимии истекала благоуханная кровь, которую собирали на губку и раздавали верующим. Когда в VII веке император Маврикий усомнился в этом чуде, кровь истекла в таком изобилии, что наполнила весь храм дивным благоуханием, вразумив скептиков.
Может ли чудо быть источником веры?
История святой Евфимии заставляет задуматься о значении чудес для нашей веры. Отношение к чуду в Православии осторожное, взвешенное. Сам Спаситель говорил: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (Мф 12:39). Святой Иоанн Кронштадтский, вспоминая эти слова, замечал: «род лукавых людей есть и ныне и так же ищет знамения от веры, а иначе и не покоряется ей», и подчеркивал: «но знамение не дастся ему, кроме знамения воскресения Христа». А пришествие антихриста в конце времен вообще будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2:9), писал апостол Павел.
Как видно из жития святой Евфимии, никакое чудо само по себе не способно изменить человека, сердце которого сковано неверием и злобой: проконсул Приск даже видя явные знамения Божии, продолжал упорствовать в своем неверии.
Православие утверждается не на чудесах, а на вере во Христа. Чудесные знамения, подобные чуду святой Евфимии, можно сравнить с печатью под уже написанным документом. Печать не влияет на содержание письма, но подтверждает его подлинность.
Житие святой Евфимии показывает: когда человеческие доводы исчерпаны, Господь может чудесным образом явить Свою силу и величие. При этом чудеса не выступают источником нашей веры, но утверждают ее, обращая наш мысленные и духовные взоры к Тому, Кто, как говорится в утренних молитвах, есть «Промыслитель и Податель всякого блага».


