Мамона (в другом варианте написания — маммона) — арамейское слово, встречающееся в Евангелии от Матфея (Мф 6:24) и Луки (Лк 16:13). Означает оно «богатство» и заимствовано, вероятно, из иврита, где слово «мамон» имеет то же значение. В иврит оно попало, предположительно, из ханаанских языков. Было предположение, что Мамоной назывался сирийский бог богатства, но современные ученые эту версию оспаривают.
Про мамону в Евангелии упоминает Иисус Христос, когда говорит о правильном отношении к земному богатству: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф 6:24). Вот как поясняет эти слова блаженный Иероним Стридонский:
«На сирском (арамейском) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу».
Святые отцы-аскеты неоднократно подмечали, что человек, занимающийся накопительством даже под самым благовидным предлогом («надо же иметь запас на черный день»), начинает надеяться на богатство больше, чем на Промысл Божий. Поэтому не случайно, продолжая фразу о мамоне, Христос добавляет: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф 6:25). Здесь не заботьтесь означает «не тревожьтесь и не суетитесь». Безусловно, человек должен работать, чтобы обеспечить себе пропитание, одежду и другие материальные блага, без которых жизнь просто невозможна. Однако мысли об этом не должны поглощать людей, занимать все их время, служить дополнительным источником тревоги, страхов, мешать духовной жизни. Этой фразой Христос призывает надеяться и уповать на Бога, помнить, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк 12:15).
Сказанное, не означает, что верующий человек не может быть богатым. Библия упоминает о многих святых, которые были весьма состоятельными людьми, — например, это Авраам и Иосиф Аримафейский. Дело тут не в количестве денег и прочего имущества, а в отношении к ним. Обратимся к уже приведенному выше толкованию блаженного Иеронима Стридонского: «Он (Христос. — Ред.) не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин».
В ряде святоотеческих толкований мамона не сводится исключительно к богатству и накопительству. Святитель Иоанн Златоуст расширяет понятие мамоны и рассматривает его в принципе как символ земных материальных удовольствий, стремление к которым противоречит евангельскому учению: «Когда маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и собственное имущество; когда Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона — жить блудно; когда маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив, — обуздывать чрево; когда Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона — прилепляться к ним; когда маммона заставляет удивляться мраморам, стенам и крышам, а Бог — все это презирать и почитать истинную мудрость: как же ты говоришь, что служение Богу и маммоне может быть соединено вместе?.. Отсюда вред несказанный, отсюда ссоры, обиды, распри, труды, слепота душевная; и, что всего несноснее, служение маммоне совершенно лишает небесных благ».
Похожим образом понимал мамону и преподобный Исаия Отшельник: «Маммона — всякое делание мира сего. Истинное служение Богу — не иметь в уме ничего чуждого Бога». Иными словами, кто заботится о чем-то суетном, мимопреходящем и чуждом евангельским заповедям, тот служит мамоне.
Итак, служить мамоне — значит заботиться о материальных благах больше, чем о духовной жизни, жить в погоне за удовольствиями, надеяться исключительно на богатство и деньги вместо того, чтобы довериться Богу и положиться на Его волю.