На самом деле таких страшных требований в Библии нет. Наоборот, пятая заповедь из числа десяти, данных Богом Моисею на горе Синай, гласит: Почитай отца твоего и мать твою… чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12).
Эта заповедь сохраняет актуальность и в Новом Завете. Когда некий юноша спросил Иисуса Христа, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Спаситель ответил: соблюди заповеди, упомянув среди них и пятую, о почитании родителей (Мф 19:16–19). В другой раз Христос укорил иудейских законников, которые изобрели хитрую лазейку, освобождающую детей от обязанности помогать родителям. Для этого нужно было просто сказать отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался (Мф 15:5) — и передать все имущество или часть его в Иерусалимский храм. В этом случае имущество становилось неприкосновенным, и формально помогать родителям становилось не из чего. На самом же деле такой непочтительный сын спокойно продолжал пользоваться своим имуществом, просто внося в пользу храма небольшую денежную компенсацию.
О необходимости почитать родителей пишет и апостол Павел: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6:1–3). Он же говорит о долге христианина заботиться вообще о всех домочадцах: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5:8).
Итак, Священное Писание учит, что родителей нужно уважать и о них заботиться.
Откуда же взялось мнение, что, по Библии, от родителей нужно отречься? Скорее всего, виной тому неверное понимание следующих слов Христа: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26).
Действительно, эти слова звучат довольно жестко и вызывают вопросы у многих, читающих Священное Писание. Если Иисус Христос призывал учеников любить даже врагов своих, то как Он же говорит о ненависти к родителям, супругу, детям, братьям и сестрам? Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет, что эти слова надо исполнять не безусловно: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».
Чтобы правильно понять это высказывание Христа необходимо также учитывать контекст употребления Им слова «ненависть». По мнению многих переводчиков и толкователей, в этом месте выражение «кто не возненавидит» правильнее было бы передать: «кто не предпочтет Бога отцу своему и матери». По сути оно согласуется с другим высказыванием Спасителя из Евангелия от Матфея: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). Любить Бога — значит соблюдать Его заповеди (см. Ин 14:15). Соответственно, если родители склоняют детей ко греху, то следует пренебречь их авторитетом. Именно в этом, а не во вражде или желании зла выражается «ненависть», о которой говорит Господь. «Очевидно, что ненависть побуждает не к попечению о злом умысле, но к добродетели богопочитания в преслушании тех, кто отвлекает от нее», — объясняет святитель Василий Великий. А святитель Григорий Двоеслов пишет, что такая ненависть должна сочетаться с истинной любовью, которая не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, асорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13:5–7).
Блаженному Августину приписывают фразу: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своём». Не так важно, произносил он ее или нет. В любом случае она очень точно выражает смысл слов Христа о «ненависти». Речь идет не о том, чтобы ненавидеть всех вокруг себя, а о правильной расстановке приоритетов, из которых Бог является первым и абсолютным.