Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках.
Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников.
Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами.
Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение/
На анонсе фрагмент иконы Дионисия митрополит Петр с житием.