Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:

Все вещи создаются с какой-то целью. Художник пишет картины, чтобы выразить свои чувства, при помощи средств, которые дает ему живопись. Он решает некую декоративную или эстетическую задачу. Задача фотографа немного иная. В первую очередь фотография — это документ. Замечательные фотографы-документалисты пишут портрет нашего времени.

Задача же иконописца определяется тем, что сформулировали отцы VII Вселенского Собора в догмате об иконопочитании: воздавая честь образу, мы поклоняемся личности изображенного; и через каждого святого мы воздаем честь и поклоняемся Первообразу — Богу.

Таким образом, икона — инструмент, который помогает нам обращаться ко Христу. Непосредственный смысл ее бытования — помощь в нашем обращении ко Творцу.

Для чего иконописцы пишут иконы современных святых, если есть их фотографии?
Святитель Тихон Патриарх Московский. Икона работы мастерской «Палехский иконостас»

Для того чтобы решать эту задачу максимально эффективно, почти две тысячи лет нарабатываются техники, формируется то, что в очень общем виде мы называем иконописным каноном, передается в школах иконописи от мастера к ученику. Всё это для того, чтобы иконописец, пребывая в русле одной из традиций, мог, сам пребывая в молитве, создать образ, приоткрывающий для нас — в нашей земной реальности — мир Божественный. Так, чтобы мы уже не могли от него отвернуться, чтобы, глядя на изображение, наше сердце легко обращалось к тому, кто изображен.

Вот для чего иконописцы продолжают писать иконы в век смартфонов.

Разумеется, все это не может нам помешать держать в нашем домашнем иконостасе фотографии, к примеру, празднуемых в апреле наших святых современников Серафима Вырицкого (3 апреля) и святителя Тихона Патриарха Московского (7 апреля).

0
0
Сохранить
Поделиться: