Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:
Все вещи создаются с какой-то целью. Художник пишет картины, чтобы выразить свои чувства, при помощи средств, которые дает ему живопись. Он решает некую декоративную или эстетическую задачу. Задача фотографа немного иная. В первую очередь фотография — это документ. Замечательные фотографы-документалисты пишут портрет нашего времени.
Задача же иконописца определяется тем, что сформулировали отцы VII Вселенского Собора в догмате об иконопочитании: воздавая честь образу, мы поклоняемся личности изображенного; и через каждого святого мы воздаем честь и поклоняемся Первообразу — Богу.
Таким образом, икона — инструмент, который помогает нам обращаться ко Христу. Непосредственный смысл ее бытования — помощь в нашем обращении ко Творцу.
Для того чтобы решать эту задачу максимально эффективно, почти две тысячи лет нарабатываются техники, формируется то, что в очень общем виде мы называем иконописным каноном, передается в школах иконописи от мастера к ученику. Всё это для того, чтобы иконописец, пребывая в русле одной из традиций, мог, сам пребывая в молитве, создать образ, приоткрывающий для нас — в нашей земной реальности — мир Божественный. Так, чтобы мы уже не могли от него отвернуться, чтобы, глядя на изображение, наше сердце легко обращалось к тому, кто изображен.
Вот для чего иконописцы продолжают писать иконы в век смартфонов.
Разумеется, все это не может нам помешать держать в нашем домашнем иконостасе фотографии, к примеру, празднуемых в апреле наших святых современников Серафима Вырицкого (3 апреля) и святителя Тихона Патриарха Московского (7 апреля).