Художник-скульптор Олег Зон, автор проекта «Увидеть ИКОНУ», создал образ святого благоверного князя Александра Невского в технике высокого рельефа. Техника делает изображение доступным для слепых. 1 сентября 2021 года состоялась передача иконы в храм святого Александра Невского при МГИМО.
Мы попросили художника прокомментировать этапы работы. Как создавалась икона в течение нескольких месяцев наблюдал фотограф «Фомы» Владимир Ештокин.
«Работа начинается с выбора сюжета и подготовки щита из липы. Пока щит сохнет в мастерской, я собираю литературу о сюжете или герое, анализирую.
Всегда интересно создавать образы личностей. Преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Владимир, архиепископ Лука Крымский (Воино-Ясенецкий), благоверный князь Александр Невский, — создатели истории, ее участники, яркие вспышки человеческого духа, ориентиры. Их пример научает.
Икона святого благоверного князя Александра Невского была задумана давно. Работа Павла Корина в моей памяти с детства. Да и родом я из Ленинграда. Невский, как и Пётр I, это люди, которые совершали невозможное. Чтобы работа началась должно быть время, желание ее сделать и поддержка.
Я учился в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М. Васнецова. Традиционно художники абрамцевского кружка обращались к религиозной теме, в колледже тоже звучали подобные мысли, но после обучения выбор был — делать мебель или игрушки. Так что я решил взяться за невозможное, непонятное, без инструмента, без навыков, без библиотеки, без серьезных знаний в этой области. И все последние 22 года я учусь, создавая собственное понимание пластики.
В 2013 году моя супруга Виктория показала Образ Богородицы «Донская», который я сделал, наместнику Донского ставропигиального монастыря, сейчас — Епископ Наро-Фоминский Парамон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Он и предложил рассмотреть мои работы не только как благоукрашение храмов.
Во время встречи мы придумали название «Увидеть ИКОНУ». И позже, в год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского вместе с Владыкой мы передали первые две работы в храм Казанской иконы Божией Матери в Пучково (Троицк, Новая Москва). При храме работает «Дом слепоглухих» — учебно-реабилитационный и духовный центр для слепоглухих людей.
Четыре иконы, сделанные в рамках проекта «Увидеть икону», в том числе для Храма Христа Спасителя, появились благодаря сотрудничеству с Фондом поддержки слепоглухих «Со-Единение». Всего создано 34 иконы, сейчас они находятся в действующих храмах и музеях, в том числе в Церковно-Археологическом кабинете Московской духовной Академии и в музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. Проект возможно продолжать только при финансовой поддержке.
Для меня резьба означает вылепить пластику, путём отсечения.
Чтобы найти уникальное цветовое решение, подходящее именно этой работе, я изучаю существующие решения — в мозаике, живописи. Если в рельефе неправильно подобрать цвет, он начнет спорить с формой.
Чтобы обозначить насколько должен быть деликатен этот этап, его называют тонировкой или подкрашиванием. В конце наносится воск, он важен не только как покрытие, он объединяет все цвета на работе в одну цветовую палитру — из ярких они становятся глубокими.
Перед окончанием работы всегда напряжение. Нужно учесть все мелочи.
Законченная работа — это удовлетворение, что работа сложилась, и одновременно неудовлетворение — ты жил с ней два месяца, знаешь каждый сантиметр, но какие бы терзания и эмоции не были, ты уже ничего не можешь ни изменить, ни добавить. Работа начала жить своей жизнью, ты ей больше не принадлежишь. Осталось одно — ожидание передачи в храм.
У всех работ есть судьба, которая приводит их в тот или иной храм. У меня всегда есть ощущение, что работа не появилась в храме, а скорее вернулась откуда-то в дом Бога».
Читайте также другие материалы об Александре Невском на «Фоме».