Искушение можно иначе назвать испытанием. Это своего рода проверка совести на прочность, испытание нашей готовности во всех обстоятельствах жизни следовать за Христом и исполнять заповеди, данные Им в Евангелии. Искушение всегда связано со свободным выбором в ситуации нравственной дилеммы. Если вопрос выбора не стоит, то нет и искушения. Последнее носит индивидуальный характер. Например, кто-то настолько добр, что с радостью откликается на любую просьбу о помощи и готов, только позови, прийти на выручку. Для него просьба ссудить денег с туманной перспективой их последующего возврата не будет искушением. Он, не задумываясь, щедро отсыпает столько, сколько может. Другое дело, скупой и жадный человек, для которого слова Нагорной проповеди взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк 6:35) — почти невыполнимая задача. Просьба дать в долг денег может стать для него настоящим испытанием и поставить перед тяжелым нравственным выбором.

В христианском представлении источником искушений всегда выступают бесы, стремящиеся уловить душу человека в погибель. Очень наглядно механизм искушения представлен в Евангелии, когда к Иисусу Христу, удалившемуся после Крещения в пустыню, приступил диавол. Последний сначала предложил Ему превратить камни в хлеба, потом — спрыгнуть вниз с крыши Иерусалимского храма и, наконец, поклониться сатане и получить за это власть над всем миром. Иисус последовательно отверг все искушения, после чего ангелы приступили и служили Ему (Мф 4:11). Конечно, будучи Богом, Иисус Христос по определению не мог поддаться искушению. Не мог Он пойти на поводу у диавола и по Своему человечеству, которое во всем было покорно божеству. Однако, приняв на Себя человеческую природу, Господь во всем уподобился нам, в том числе пройдя через опыт диавольского искушения и дав верующим пример того, как надо вести себя перед лицом бесовского испытания: иметь постоянную память о Боге и полагать мерилом всех вещей не себя и свои желания, но Слово Божие.

Этимологически искушение также связано со словом искусство в его широком понимании — не только как культурной деятельности, но как мастерства в чем бы то ни было. Умение преодолевать искушения можно действительно назвать искусством духовной жизни. Как любому искусству, какую сферу ни возьми, предшествует период обучения, практики, проб и ошибок, достижений и побед, так и в духовной жизни человек становится искусным только после многократного опыта преодоления искушений. Как золото закаляется огнем, говорили святые отцы, так человек испытывается искушениями на верность Богу. Когда драгоценный металл плавят в тигле, все примеси выгорают в огне и золото становится чистым. «Чем ожесточеннее лукавый враг пускает в нас огненные стрелы, — писал преподобный Макарий Великий, — тем более и более должно нам укрепляться в Боге, возлагая на Него надежду и в твердом убеждении, что все это попускается по воле Божией, которой единственная цель заключается в том, чтоб души, любящие Бога, были вполне испытаны искушениями и со всею удовлетворительностью доказали свою любовь к Богу».

Так что искушение — это не только тяжелое и порой мучительное испытание, но и точка духовного роста и развития, нравственного и творческого становления.

8
0
Сохранить
Поделиться: