Вопрос читателя:
Здравствуйте, скажите простым языком, что такое душа. О трехсоставном, двухсоставном человеке не пишите. Святые отцы часто говорят, что душа — это составная часть человека, но что такое душа нет ответа. Спасибо.
Света
Ответ священника:
Здравствуйте, Света!
Ваше нежелание слышать о дихотомии и трихотомии, а также разочарование неконкретностью святоотеческих высказываний вызывает у меня некоторое недоумение. Поскольку душа — действительно составная часть человека. А рассуждали о ней именно святые отцы.
Однако обратимся к энциклопедическим формулировкам. Душа, по мнению православной энциклопедии:
1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности, обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (Быт.1:26);
2) отличная от тела часть человеческой ипостаси (Быт.2:7);
3) человек (Быт.46:26);
4) животное (Быт.1:24) и его жизненная сила (Быт.1:30).
Говоря простым языком, душа — то, что делает тело человеком, оживляет и одухотворяет его. Собственно человеческая личность. Читаем энциклопедию дальше.
Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.
Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.
Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине — невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира.
Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога
Как видите, душа — простое слово, которое обозначает самое себя и поддается лишь описательному объяснению. На практике душу легче почувствовать, чем объяснить, что же это такое.
К сожалению, мы не всегда можем точно определить сверхъестественные сущности, которыми, отчасти, являемся сами. Увы, с этим недостатком нашего мышления придется смириться, чтобы не расстроить сам мыслительный процесс и не потерять время, отведенное на спасение души.
Читайте также: