В православном вероучении, как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Однозначного ответа на вопрос, откуда она берется, нет. В разные времена ученые богословы пытались его осмыслить, спорили друг с другом, но так и не пришли к единому мнению. Одно бесспорно: душа, как и все тварные создания, возникает при участии творческой силы Создателя видимого и невидимого миров.
Святые отцы по-разному видели участие Бога в происхождении души. Одни авторитетные богословы, к числу которых относятся Климент Александрийский и Иоанн Златоуст, считали, что Бог непосредственно творит каждую душу, в то время как другие выдающиеся мыслители и святые Церкви — Макарий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский полагали, что как организм ребенка происходит в результате соединения родительских клеток, так и его душа происходит от душ родителей при минимальном участии Творца. Эти отцы основывали свою гипотезу на тезисе, что Бог при творении Адама сотворил в его лице все человечество по слову Священного Писания: от одной крови Он произвел весь род человеческий (Деян 17:26). Бог, таким образом, утверждали они, творит души не непосредственно, каждый раз создавая новую сущность, а опосредованно — через души родителей, которые в соединении друг с другом исполняют заповедь, данную Адаму и Еве в раю: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт 1:28). Эта теория творения души объясняет, почему все люди несут на себя последствия грехопадения прародителей. Если бы Бог непосредственно творил каждую душу из ничего, как душу первого человека, то она бы не имела в себе тяжести первородного греха.
Современные исследователи замечают, впрочем, что эти теории не столько противоречат, сколько восполняют друг друга. «Можно предположить, — пишет доктор теологии протоиерей Олег Давыденков, автор фундаментальной монографии “Догматическое богословие”, — что душу — саму духовную природу — человек получает от родителей, так же как и тело; но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания духовных сил и способностей человека, ведь человек — это не просто повторение своих родителей или механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек — это неповторимая личность, новая форма образа Божия, новизна которой обусловлена непосредственным воздействием Бога».
Что касается вопроса о времени появления души, то в православном богословии наибольшее распространение получило мнение, что душа появляется в момент зачатия. С этим связано резкое неприятие и осуждение Церковью с древних времен практики искусственного прерывания беременности, которое приравнивается к убийству. «В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно», — говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
Одно из основополагающих свойств души — бессмертие. Человек принадлежит двум мирам одновременно — духовному и материальному. После смерти тела смерти душа не умирает и продолжает разумное бытие в духовном мире в ожидании всеобщего воскресения, когда все души вновь соединятся со своими телами. Но это неполноценное существование человека, потому что душа без тела — это не человек в полном смысле слова. Его бытие восстанавливается только после телесного воскресения.
Читайте также: