Пожалуй, сейчас пойдет речь о самом уязвимом месте нашей веры. Этим вопросом противники христианства любят нас мордовать, а нам остается только подставлять другую щеку. Я говорю о смысле невинных страданий.

Понятно, когда страдают закоренелые грешники — «они несут наказание за свои грехи» — так мы обычно это себе объясняем. Хотя это неверно, Бог их не карает, а призывает к покаянию, это лишь попытка Бога обратить на Себя внимание. Потому что, когда ты сам не справляешься с проблемой (да и другие люди явно не способны помочь), единственный выход — обратиться к Тому, Кто мудрее и сильнее. Но если со страданиями грешников все более-менее понятно, то вот со страданиями невинных людей возникает серьезный вопрос — за что? За что грудные малыши страдают от страшных болезней? За что Бог попускает разным педофилам и маньякам творить с людьми такие ужасы? За что хорошие, добрые люди попадают в мясорубку войны? Да много еще подобных вопросов можно было бы задать «Богу Любви»…

Вот у индуистов с этим все четко и логично. В их религии на все подобные вопросы готов один железобетонный по своей убедительности ответ — если человек без видимых причин страдает в этой жизни, значит, он серьезно набедокурил в своей прошлой жизни. Сейчас он исправляет свою карму, чтобы в следующей жизни быть в шоколаде. Но мы не можем позаимствовать у индуистов такое удобное объяснение — мы не верим в реинкарнацию, переселение душ. Мы верим, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27).

Впрочем, в одном индуисты все же правы — нельзя судить о каких-то закономерностях в жизни человека, рассматривая эту жизнь вне контекста, только индуисты не там ищут.

Наша жизнь действительно тесно связана с другими жизнями, но не с нашими прошлыми и будущими воплощениями, а с жизнями наших близких: предков (в первую очередь родителей), братьев и сестер, детей. Чуть раньше мы говорили о том, что все люди — это один организм, один человек, и то, что мы этого сейчас не ощущаем, вовсе не значит, что это не так, что эта природная связь между людьми нарушена. Ведь когда мы болеем, у нас не просто болеет кишечник или сердце — болеет весь организм, просто по какой-то причине болезнь проявилась именно там или сям. Так  что наше негодование по поводу невинных страданий обусловлено тем, что мы не видим общей картины. Мы словно берем книгу, читаем одну главу из середины и недоумеваем, почему с главным героем происходят такие несправедливые вещи, при этом мы совершенно не берем в расчет ни предыстории этих событий, ни того, какое они оказывают влияние на дальнейший сюжет книги. А что, например, если страдания одного человека попущены для того, чтобы его близкие научились со-страданию? «Что за бездушная математика? — возмущенно спросите вы. — А как быть с самим несчастным? Что от этого всего получает он?» То, что получает сам страдалец, знает только он сам и Бог. Но Бог точно не оставит его без утешения, подобно тому, как Он утешает женщину, которой пришло время родить — в эту минуту она страдает и кричит, даже проклинает (что-нибудь типа: «Сволочи, скорее выньте это из меня!!!»), но проходит немного времени, боль утихает, и женщина улыбается, потому что на нее смотрит ее ребенок. В этот момент мать понимает, ради чего ей пришлось пострадать, а главное — что это того стоило (Ин. 16: 21).

Я сказал, что наша жизнь не связана с нашими прошлыми и будущими воплощениями, это так, но не совсем.

Все же мы можем согласиться с индуистами еще в одном вопросе: наша нынешняя жизнь связана с нашей будущей жизнью, но только не с новым земным воплощением, а с будущей вечной жизнью. Помните из школьного курса геометрии такие понятия, как «прямая», «луч» и «отрезок»? Прямая — это линия без начала и конца, у луча есть начало, но нет конца, а у отрезка есть и начало, и конец. Так вот мы судим о жизни человека как об отрезке, но на самом деле наша жизнь — это луч. А тот период жизни, который мы проводим, живя на земле, — это лишь мгновение, предшествующее жизни вечной, лишь малый отрезок в начале луча. Так что нам невозможно найти внятный ответ на вопрос «За что?», находясь «по эту сторону» нашей жизни, все ответы «там» — в конце задачника.

На свете никого добрее Бога нет,
Но почему тогда наш мир исполнен бед?
Все люди просят у Творца ответа,
Ответит Он — поймем ли мы ответ?

(Илья Селиванов)

Кто-то в этой связи предложил еще такой образ. Глядя на происходящее в мире, мы видим как бы изнанку золотой вышивки — это какое-то нагромождение грубых стежков, которое выглядит очень дико (в семинарии я недолгое время увлекался вышиванием — это действительно так).

Лишь когда мы окажемся «там», мы сможем увидеть лицевую сторону вышивки, и тогда нам все станет понятно. Об этом говорит и Христос: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16: 22–23).

О том же говорится и в Книге Откровение: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4).

 

Это отрывок из книги диакона Ильи Кокина "Страх возводит стены, любовь строит мосты" (издательство "Никея", 2018 г.)

Что ответить атеистам на их коронный аргумент?Эта смелая книга родилась из бесед со cтаршеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем юных слушателей сильнее всего волновали две: тема страха и всего, что с ним связано, — тревоги, смерти и т. п. и тема любви — в первую очередь любви между мужчиной и женщиной. В прекрасном легком стиле живой беседы в книге говорится о важных мировоззренческих вещах.

Вы прочтете о четырех главных страхах: страхе потери свободы, страхе потери смысла жизни, страхе одиночества и страхе смерти, о четырех разделениях, в которых живет человечество: разделение между мужчиной и женщиной, разделение между человеком и внешним миром, раскол внутри человека и разделение между человеком и Богом.

Что ответить атеистам на их коронный аргумент?

 

Читайте также:

Отец Павел Великанов: «Только на крючке страдания выуживается любовь»

Еще один отрывок из книги диакона Ильи Кокина: Как кондуктор победил одиночество

Митрополит Сурожский Антоний: Перед лицом страдания

4
0
Сохранить
Поделиться: