Крещение в древности и сейчас – есть ли разница, и если да, то в чем?

28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, также празднуется День крещения Руси. При упоминании об этом событии в голове всплывают образы, которые передал в своем творчестве Виктор Васнецов: вот князь Владимир погружается в мраморную купель, вот киевляне массово заходят в реку, вот пресвитеры и епископ возлагают свои руки на стоящих по пояс в воде людей. А как происходило на самом деле Таинство Крещения в те далекие времена, что это вообще такое, отличается ли оно от того, что мы видим сегодня в наших храмах, и если да, то чем именно? Разбираемся в слайдах журнала «Фома».

01

Крещение – начало жизни во Христе

Крещение (в переводе с церковнославянского – погружение) – важнейшее церковное Таинство. Оно – как второе рождение. С этого священного действа начинается жизнь во Христе. Без него христианство, путь в Царство Божие просто немыслимы. Об этом ясно и недвусмысленно сказал Сам Спаситель: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16:16). Эта же мысль была многократно повторена апостолами и святыми отцами Церкви: Крещение является залогом нашего спасения.

02

Троекратное погружение во Имя Троицы – сердцевина Таинства

Крещение наряду с Евхаристией – самое древнее христианское Таинство. Апостолы стали совершать его сразу после сошествия на них Святого Духа – события, которое стало точкой отсчета истории Церкви. В тот день крестилось сразу около трех тысяч человек (Деян. 2:41). Тем не менее, в отличие от той же самой Евхаристии, которая была установлена на Тайной вечере и подробно описывается евангелистами, Господь не оставил четких указаний, как именно должно совершаться Крещение – Евангелие передает нам лишь священную формулу этого Таинства: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19). Эта формула остается неизменной на протяжении вот уже двух тысяч лет. Неизменным остается и число погружений – христианские писатели II-III веков засвидетельствовали в своих трудах о троекратном окунании в воду во время Крещения.

03

В чем смысл погружения в воду?

И апостолами, и последующими святыми Крещение всегда мыслилось как повторение уверовавшим человеком того пути, который прошел Спаситель в дни Своего земного служения. Господь стал образцом праведной жизни, даровал истинное учение, победил грех, умер за нас и в третий день воскрес во плоти. И для того чтобы спастись, то есть стать соучастником жизни Христа, человеку необходимо отвергнуть все старое и греховное, умереть для греха, а затем – воскреснуть, ожить, стать новой, совершенно иначе мыслящей и действующей личностью. И в этом контексте погружение в воду, которая одновременно является стихией как смерти, так и жизни (человек не может жить в воде, но без воды нет жизни), – наиболее подходящий образ для передачи смысла той радикальной перемены, которая совершается в душе человека, когда он становится христианином.

04

Оглашение как важная часть Крещения

Практически все новозаветные свидетельства о совершении Таинства Крещения указывают, что его всегда предваряла проповедь: сначала апостолы рассказывали о Христе, Его подвиге, смерти и воскресении и лишь затем крестили тех, кто откликался на их свидетельство. Постепенно в течение нескольких веков проповедь перед Крещением развилась в целую традицию т.н. оглашения или катехизации – обучения будущего христианина основам христианства и испытания его веры во Христа. Оглашение и поныне остается очень важной часть всего Таинства.

05

Причастие после Крещения

Уже у христианских авторов II века встречаются упоминания, что Крещение новых членов Церкви завершалось их участием в Евхаристии – причащении Тела и Крови Христовых. Очень скоро это обязательное причастие только что крестившихся людей привело к появлению особого богослужения, в чин которого вошли тексты и чинопоследования, связанные с Крещением. Это богослужение, которое в наши дни представляет собой вечерню, переходящую в Литургию, совершается несколько раз в году – в Великую субботу накануне Пасхи, на Рождество и в день Богоявления. Именно в эти дни в древности, как правило, и происходило Крещение (чаще всего массовое) новых членов Церкви. А предшествующие Пасхе и Рождеству многодневные посты были периодом особой подготовки к Таинству. Сегодня во многих храмах новокрещеных после принятия Таинства также причащают оставленными после Литургии (если она совершалась в этот день) или запасными дарами.

06

Крещение – богословие в действиях

Конечно, современный чин Таинства Крещения более сложен по своей структуре, чем тот чин, который был в апостольскую эпоху, и даже тот, которым крестили наших предков-русичей. Если, например, апостолы просто троекратно окунали человека в воду, а затем возлагали на него руки, чтобы передать ему дары Святого Духа, то теперь над крещаемым читается и совершается целый ряд молитв и священнодействий.
Тем не менее, такое усложнение не есть что-то новое, чуждое или искусственно привнесенное – молитвы, прошения, особые действия священника, которые сегодня включены в чинопоследование Таинства Крещения, просто раскрывают и показывают те самые смыслы, которые в своем максимально концентрированном виде были обозначены еще Самим Иисусом Христом и Его учениками.
Например, отречение от сатаны и плевок в его сторону – это выражение радикальной решимости человека отказаться от своего прежнего образа жизни и полностью пересмотреть собственные ценности. Пространные тексты молитв напоминают о тех истинах веры, которые лежат в основе всей христианской жизни. А облачение только что крещенного человека в белую сорочку – символ дарования ему Божьей благодати, обновляющей и очищающей от греха и скверны.

0
7
Сохранить
Поделиться: