Поколению нынешних школьников и дошкольников определенно больше повезло, чем их старшим братьям и сестрам в том, что касается умных развлечений и возможностей дополнительного образования. Сейчас их неизмеримо больше, чем пять-семь лет назад, и все время появляются новые идеи и проекты. Посмотрим на возможности поучиться чему-то новому за рамками традиционных кружков, домов творчества и школ искусств.

Научные развлечения для детей обычно появляются в столицах и крупных городах, но постепенно идея распространяется все дальше. Мы посмотрим на возможнос­ти, которые предлагает Москва: здесь больше всего интересных идей, сюда ездят в отпуск и бывают здесь транзитом, так что можно задуматься и спланировать отпуск или выходные дни так, чтобы всем было интересно и никто не ныл. А можно не завидовать москвичам, а самим придумать кружки, каникулярные программы или квесты.

Музеи

Традиционный способ провести время с ребенком — это пойти с ним в музей. Естественно, дети не очень любят долго и молча бродить по залам, дисциплинированно слушая экскурсовода. Поэтому для них делают интерактивные экспозиции, в которых можно нажимать кнопки, крутить ручки, трогать, карабкаться, нюхать, рассматривать под микроскопом… Пионерами в этом деле были Политехнический музей, Дарвиновский, Тимирязевский… Сейчас практически во всех московских музеях есть постоянно действующие детские абонементы и кружки. Например, в Историческом — археологический, традиционной резьбы по дереву, традиционного рукоделия; в Литературном — детская студия по изучению литературы. В Пушкинском — клуб юных искусствоведов, изостудия и несколько кружков для школьников разных классов в соответствии со школьной программой по истории. В Палеонтологическом — палео­кружок. В Политехническом есть целый Университет детей: занятия для тех, кому не хватает школьной программы — встречи с учеными, лекции, мастерские и т. п. В большинстве музеев есть и отдельные мастер-классы и тематические программы, скажем, в Бахрушинском — литературно-музыкальный салон, посвященный дворянс­кому балу: язык веера, танцы, этикет… В музее «Огни Москвы» — изучение свойств света; исторические способы добывать огонь. В Тимирязевском — семейные квесты, прак­тические занятия, демонстрации опытов. В Аптекарском огороде — мастер-класс по хищным растениям (включая кормление их сверчками и прочие ужасы). В Музее кочевых культур можно не только рассматривать изнутри традиционные чумы и вигвамы, осваивать традиционные ремесла, но даже пострелять из настоящего лука.

Несколько особняком стоят интерактивные детские проекты — город мастеров «Мастерславль» и «Кидбург», в которых можно попробовать себя в самых разных профессиях: повара, следователя, археолога, банкира, кассира…

И это только малая часть того, что есть. Надо изучать музейные сайты и помнить, что перед началом учебного года в музеях происходит запись в кружки и продажа абонементов, большинство мастер-классов и некоторые экскурсии требуют предварительной записи.

Библиотеки

В детских библиотеках сейчас тоже можно найти много детских занятий — платных и бесплатных, от курсов английского языка до телестудии и студии японской живописи. Но есть и специфически библиотечные занятия. Родители знают: есть дети, которые не хотят и не любят читать. И родителям читать не будут. В детской библиотеке имени Гайдара можно читать вслух собаке, которую зовут Эста. Эста внимательно слушает, не исправляет, не перебивает — и дети тщательно выбирают книги, читают — и потихоньку втягиваются в это занятие. Некоторые специально приезжают, чтобы почитать собаке.

В Российской государственной детской библиотеке всегда есть чем занять приходящих детей. Этим летом, например, там были циклы занятий, посвященных первобытной культуре, животным, путешествиям, истории, а еще игры и сказки.

Лагеря

Традиционно детские лагеря предлагают отдых и развлечения, часто — спорт и туризм разной степени экстремальнос­ти. В последние два десятилетия большим спросом пользовались языковые лагеря. Примета последних лет — «умные» лагеря: биологические, физические, математические, лингвистические, по робототехнике и программированию. Некоторые работают за границей, другие, наоборот, стремятся в российскую глубинку. Все делают ставку на общение детей со взрослыми, которые увлечены своим делом и могут увлечь детей.

Все более популярными становятся семейные лагеря: замечательный вариант для младших детей, которых рано отправлять в самостоятельную поездку, и для родителей, которые и так за год соскучились по детям и хотели бы провести отпуск с ними рядом. Семейные лагеря часто объединяют взрослых с одинаковыми взглядами на мир — так, например, есть экологические лагеря, есть лагеря, основанные на принципах вальдорфской педагогики. Есть православные, включающие паломнические поездки.

Летние школы

Летние школы — для детей старших и мотивированных. Особенно известны математические летние школы («Алые паруса», «Берендеевы поляны»). Существуют экологические школы. В последние годы большую популярность набрала Летняя школа «Русского репортера», среди профилей которой есть не только традиционные школьные предметы, но и философия, медицина, документальное кино и журналистика.

У «Умной Москвы» есть городской лагерь с недельными сменами по трем направлениям: биология, медицина и физика-химия; до обеда научные исследования, после обеда экскурсии.
Проект «Робототехника» на ВДНХ проводит роболагерь, робошколу и отдельные мастер-классы, посвященные роботам.

Экскурсии

Экскурсий в Москве несметное множество — и для взрослых, и для детей, и семей. Есть экскурсоводы-звезды, к которым записываются лично. Экскурсии могут быть исторические (от древней белокаменной Москвы до советской), искусствоведческие (усадьбы, модерн, авангард, сталинские высотки), литературные (Москва пушкинская, чеховская, цветаевская, булгаковская; Москва Маяковского или шестидесятников — на выбор), ботанические (Ботанический сад МГУ и Аптекарский огород), экологические (например, научное сообщество «Наука и люди» знакомит с московскими птицами, насекомыми, растениями). Экскурсии по паркам, экскурсии по подземельям. Есть даже экскурсии для взрослых и детей по местам, связанным со сталинскими репрессиями.
Проект «Москва глазами инженера» рассказывает о лучших достижениях инженерной мысли: экскурсии по ВДНХ, вокзалам, железным дорогам, знакомство с башнями и небоскребами. Кстати, этот проект проводит пятидневный лагерь для будущих инженеров: дети учатся понимать все стадии строительства, от теории до сборки, смотрят, как работают архитектурные бюро и реальное производство, делают собственные инженерные проекты.

Детское экскурсионное бюро «Скороходы» проводит интерактивные экскурсии (в том числе в музеях — не просто унылое блуждание по залам Пушкинского музея, а разгадывание «Загадки египетского сфинкса» с двумя уровнями сложности), квесты, велоквесты и интерактивные занятия для школ (скажем, «средневековая школа» включает в себя знакомство с древним русским алфавитом, буквенными обозначениями цифр; дети пишут на вощеных досках и узнают, зачем в школе лучина, розги — и кого и зачем ставили на горох).

Квесты

Сравнительно новый, но уже очень популярный способ провести время с пользой и удовольствием — это квесты: дети с родителями или сами по себе вместе где-то ходят (по музею, по парку, по городу, по конкретному месту), выполняют задания, разгадывают тайны и секреты, ищут выход, или сокровище, или отгадку, или преступника, или потерявшегося шпиона — а заодно что-то узнают об устройстве мира, города или человеческой души. Если набрать в поисковике «квесты» — высыпется множество ссылок, так что даже трудно выбрать. Квесты в музеях и картинных галереях, кулинарные квесты, исторические, детективные, фантастические — выбрать трудно. Кстати, это хорошая альтернатива традиционному дню рождения в кафе с аниматорами.

Спортивное ориентирование

Московская городская станция юных туристов проводит для школьников соревнования по интернет-активному ориентированию «Инакор»: надо зарегистрироваться, получить на свой компьютер карты — и отправляться в парк, где искать по картам контроль­ные точки.

Школы юных

Вузы, заинтересованные в хороших абитуриентах, организуют и каникулярные летние-зимние-осенние школы для старшеклассников, и круглогодично работающие «школы юных». Хорошо известны школы юного психолога, журналиста, химика и проч. в МГУ. В этом году начала работу интересная школа юного филолога в Высшей школе экономики. При Британской высшей школе дизайна открывается двухгодичная ArtsCool для школьников 12-14 лет и прошла первая летняя школа ArtsCool для старшеклассников.

Онлайновые курсы

Тем, кто живет далеко от столицы, компьютер дает возможность учиться дома, причем не только по школьной программе. Онлайн-обучение переживает настоящий бум. Тысячи взрослых проходят онлайновые курсы и получают сертификаты, а то и дипломы лучших мировых вузов, не отходя от своего компьютера. Любознательные подростки уже открыли для себя возможности международного проекта Coursera, который предлагает на выбор множество курсов из вузов всего мира, в том числе и на русском языке. Проект «Универсариум» работает на русском языке и предлагает курсы отечественных вузов — причем среди них есть семейные и детские. Курсы для школьников (в основном связанные с информационными технологиями) есть у национального открытого университета «Интуит». Старшие школьники, интересующиеся гуманитарными науками, могут найти множество интересных курсов в проекте «Арзамас».
Проект «Далекая радуга» проводит дистанционные курсы дополнительного образования для детей от семи лет (в их числе — астрономия, занимательная математика, «Мир вокруг нас»).
И все это — лишь малая часть занятий, доступных интересующимся детям и их семьям. Было бы желание.

 

На заставке иллюстрации Марины Сосниной

10 главных проблем школы будущего

На 10 самых больных вопросов об образовании в современном мире отвечают наши эксперты: руководители школ, учителя, вузовский преподаватель.

Смерть диплома: как будут учить через несколько лет?

О том, с какими вызовами столкнется в будущем система образования, как она будет меняться, в чем плюсы и минусы компетентностного подхода и на что ориентироваться при выборе вуза и будущей профессии, мы говорим с заведующей кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова, доцентом Еленой Владимировной Брызгалиной.

Очень средненькое образование

Можно ли общедоступность вузов считать однозначным благом? Как обстоят дела с образованием в духовных учебных заведениях? Что делать родителям, которые переживают, чему научат или, наоборот, не научат их детей в школах и университетах?
Об этом говорим с протоиереем Максимом Козловым, профессором Московской духовной академии, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного воспитания.

Патриарх Кирилл о студенческих ошибках

Я любил учиться, особенно когда был студентом, но сейчас, оценивая свои студенческие годы, замечаю очень много промахов и ошибок. Мне нужно было обращать внимание и на это, и на это, потому что все то, что я пропустил, мне сегодня бы очень пригодилось. И понимаешь, насколько важны те годы учения и в школе, и в институте, в любом другом учебном заведении: техникуме, колледже; по-разному называются эти ступени образования, но само по себе образование — это образование ума.

0
0
Сохранить
Поделиться: