Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Это самый простой древнерусский деревянный храм. Основой всех деревянных построек была клеть, или сруб (отсюда и происходит название этой разновидности церквей). Мастера соединяли три и более клети под одной крышей с алтарем, которому придавали скругленную форму.
Помните картину Исаака Левитана «Над вечным покоем»? На ней изображена церковь Петра и Павла клетского типа в Плёсе. К сожалению, она сгорела в начале прошлого века. На ее месте сейчас стоит Воскресенская церковь 1699 года постройки, перевезенная из Ивановской области.
Древнейшей из сохранившихся клетских церквей считается церковь Воскрешения Лазаря Муромского монастыря. По преданию, основатель обители Лазарь построил церковь в 1391 году, когда ему было 105 лет. Лазаревская церковь состоит из трех небольших прямоугольных срубов без подклета, крытых невысокими двухскатными кровлями.
Живописный центр клетских храмов — деревянный иконостас. Каркас алтарной преграды, так же как и киоты, украшали орнаментами. До наших дней дошли и расписные двери деревянных храмов Русского Севера. А вот фасадные росписи практически не сохранились.
Монументальные росписи в клетских храмах появились в XVII веке. Они сосредоточены на так называемых «небесах». Это особый вид потолочного перекрытия в деревянных церквях — кольцо с расходящимися балками.
Система росписи «небес» повторяет ту, что мы видим в куполах каменных храмов. Это могло быть небо в буквальном смысле — золотые звезды на голубом фоне. Чаще всего иконописцы изображали Христа и архангелов, евангелистов, праотцев. На восточной грани писали Распятие.
На заставке фрагмент фото Екатерины Ливановой