Здравствуйте, мне 13 лет, и у меня совсем нет друзей. Никому не интересно со мной общаться, и я не понимаю почему. Нет, меня в школе не травят, просто как-то не замечают. А мне бы очень хотелось дружить, но почему-то не получается. Иногда я думаю, что я сам в этом виноват, что я какой-то ненормальный и поэтому от меня все шарахаются. А иногда мне кажется, что мне просто по жизни не везет. Что же мне делать? Пытаться с кем-то подружиться или забить на это и жить как раньше?
Олег
Отвечает Виталий Каплан, педагог, инструктор скаутского отряда, руководитель трех детских литературных студий
Здравствуй, Олег!
Начну с того, что очень понимаю твою проблему и очень сочувствую. Каждому из нас друзья совершенно необходимы, так уж устроен человек, что нужно с кем-то делиться своими мыслями, за кого-то переживать, кому-то помогать... Если друзей нет, это действительно плохо, и тут нельзя отмахнуться — мол, пустяки, дело житейское. Поэтому сразу скажу: искать друзей надо.
Вопрос, как это сделать. Давай сперва попробуем разобраться, почему бывает трудно найти друзей. Конечно, в твоем письме слишком мало информации, чтобы детально понять твою ситуацию, но некоторые предположения сделать все же рискну. Какие из них в твоем случае верны, судить тебе.
1. Проблемы в психологии
С точки зрения психологии люди могут сильно различаться по своему темпераменту, по восприятию окружающих. Причем речь именно о норме, а не о каких-то психических патологиях. Просто варианты нормы бывают разные. Есть люди, которым трудно вступать в общение даже со знакомыми, не говоря уже о незнакомых. Они испытывают внутреннее напряжение, обращаясь к кому-то, они боятся произвести неблагоприятное впечатление, боятся насмешек, пренебрежения. Причем общаться-то им нередко очень даже хочется, только вот страшновато. Их парализует мысль «а что обо мне подумают?»
А со стороны такой человек выглядит нелюдимым, мрачным, кажется, будто ему никто и не нужен. Вот и получается, что никто не обращает на него внимания, хотя на самом деле окружающие просто не видят с его стороны попыток вступить в общение, и потому сами не навязываются.
Что делать, если это твой случай? Прежде всего, понять, что все это преодолимо, что личностные особенности — это не приговор, что навыки общения вполне можно разработать. Будь я психологом, я порекомендовал бы конкретные методики, но я не психолог, поэтому могу лишь посоветовать обратиться к специалистам. Может быть, и к школьному психологу, если он у вас в школе есть и если ребята хорошо о нем отзываются.
2. Проблемы в интересах
Почти все люди (и дети, и взрослые) предпочитают общаться с тем, кто им интересен, кто обладает какими-то значимыми для них способностями, навыками. Например, хорошо разбирается в современной музыке, в компьютерных играх, в боевых искусствах, в фанфиках по «Гарри Поттеру» и так далее, и тому подобное.
И вот тут начинаются сложности. Во-первых, надо понять, чем ты можешь быть интересен сверстникам. Увлекаешься ли ты чем-то таким, чем увлекаются и они? Иногда бывает так, что по своим интересам подросток сильно отличается от одноклассников. Ему, допустим, интересно программирование на Python, или он пишет стихи, или увлекается историей войн... а одноклассники интересуются прикольными видосами в Интернете, крутыми телефонами, онлайн-играми. Налицо несовпадение.
Во-вторых, даже если твои интересы полностью или частично совпадают с интересами одноклассников, вопрос: а они об этом знают? Допустим, ты прекрасно разбираешься в футболе, и среди ребят в классе тоже есть интересующиеся. Но пока не возникнет какой-то ситуации, где ты смог бы проявить себя, как им узнать, что у тебя такие же интересы? Значит, подобные ситуации нужно искать, а то и специально создавать.
Учти, здесь есть одна серьезная опасность. Если твои интересы серьезнее и глубже, чем интересы одноклассников, легко вообразить, будто ты лучше их, а они хуже тебя, легко возгордиться или начать обижаться на них, что они не дотягивают до твоего высокого уровня. Люди обычно интуитивно чувствуют, кто относится к ним свысока, и избегают общения с такими.
Если это твой случай, то есть если твой культурный уровень выше, чем у сверстников, попробуй все же найти такие темы, которые и тебя не раздражают, и им могут быть близки, и начни общаться по таким темам. Ведь твоя цель — обрести друзей, а друзья — это нечто большее, чем просто единомышленники или приятели со схожими интересами. Внутренняя, душевная близость гораздо важнее, чем общие увлечения. Друг — это тот, с кем тебе хорошо и кому хорошо с тобой, кто всегда готов тебя выслушать и посочувствовать в твоих бедах, кто радуется твоим успехам и огорчается неудачам, кто ценен для тебя сам по себе, независимо от прочих обстоятельств. И если у тебя есть такие друзья, так ли уж важно, что у вас разное отношение к футболу или к рэпу?
Но чтобы найти таких настоящих верных друзей, сперва надо просто общаться. А о чем общаться? Если уж изначально нет общих интересов, то по таким «нейтральным» темам.
И не забудь: людям интересны не только те, с кем у них совпадают взгляды или увлечения. Им интересны и те, кому интересны они сами. Поэтому интересуйся (но только без навязчивости) жизнью сверстников, спрашивай их мнение по каким-то вопросам. Делай это искренне, и рано или поздно добьешься ответного интереса.
3. Проблема в окружении
Бывает в жизни так, что человеку действительно не везет — он оказывается в окружении людей, у которых не просто чуждые ему интересы, но и чуждые жизненные ценности. Например, семья переехала в другой город, подростку пришлось идти в школу, где общий уровень низок, где практически все его сверстники сбиваются в стаи, которые правильнее даже назвать шайками, где нормой считается агрессия, жестокость, пошлость. И действительно, найти друзей среди таких ребят крайне сложно. Если, конечно, оставаться самим собой, не жертвовать своими взглядами на жизнь, своими принципами.
Если это твой случай, подумай, а нельзя ли найти круг общения вне школы? Можно ведь найти разные кружки, секции, студии, особенно если ты живешь в большом городе. Вполне вероятно, что именно в таких внешкольных коллективах ты найдешь друзей (а кроме того, возможно, и обретешь новые увлечения). Я знаю, о чем говорю: я веду детские литературные студии, я преподаю журналистику и фотоискусство в скаутском отряде — и вижу, как между ребятами из разных школ (иногда и разных городов даже) завязывается дружба.
4. Проблема в пассивности
Можно горячо мечтать о верных друзьях, но ничего для этого не делать, и тогда мечты останутся всего лишь мечтами. А что надо делать? Посмотри, школьная жизнь не ограничивается же только уроками. Бывает и всякая другая «движуха» — экскурсии, поездки, подготовка спектаклей, защита коллективных проектов и тому подобное. Чем активнее ты будешь во всем этом участвовать, тем больше шансов, что обратишь на себя внимание, чем-то заинтересуешь.
Далее, посмотри вокруг — а нет ли рядом тех, кому ты мог бы чем-то помочь? Да хотя бы ручку одолжить, с домашкой по алгебре помочь, ну или просто сказать доброе слово тому, кто чем-то огорчен! Если ребята увидят, что ты человек отзывчивый, неравнодушный, то рано или поздно к тебе потянутся.
Если у тебя есть такая возможность — приглашай ребят из класса к себе в гости. Понимаю, что иногда это затруднительно (например, родители против, обстановка в доме неподходящая), но чаще всего это вполне возможно. Уже сам тот факт, что тебя увидят вне школьных стен, увидят в родной, естественной для тебя среде, поможет сверстникам изменить к тебе отношение, увидеть в тебе то, чего не замечали раньше.
В общем, Олег, проблема твоя важная, серьезная, но вполне решаемая. Только надо действовать, а не тихо страдать внутри себя. И еще: не рассчитывай на мгновенный результат. Если яблочное семечко в землю посадить, яблоня же не через пять минут вырастет. И не через пять дней. Но если терпеливо ухаживать — обязательно вырастет и даст плоды.