Знаете, как бывает: ребенок радуется — кричит, плачет — кричит, обиделся — кричит, испугался — кричит. Что может таким образом выражать пятилетка? Размышляем вместе с семейным психологом Наталией Матвеевой.

У детей пяти лет, как и у других детей и даже взрослых, очень большой спектр проявляемых чувств. Радость, горе, обида, страх, негодование… И одни их выражают как-то более или менее привычно, а другие — очень бурно. Бывают такие дети, которых всегда чуть слышнее, чем остальных. Почему это происходит?

Думаю, что громче ребенок начинает что-то выражать, когда его не слышат. И если крик тревожит родителей, могу предположить, что этот крик может быть направлен на них самих. Таким образом ребенок может заявлять о своих проблемах.

Возникает вопрос: что с этим делать? Попытайтесь понять, почему ребенок решил, что так кричать можно. Как у вас дома обозначаются просьбы? А как — обиды, гнев, несогласие с чем-то? Если домашние кричат, ребенок тоже будет так выражать свои эмоции.

А возможно, такое поведение он принес из детского сада. Например, увидел, что криком кто-то чего-то требует. Почему бы тогда ему не повторить то же самое? Особенно если это увенчалось успехом. Он закричал раз, закричал два. И смотрит: «оп, раньше не обращали на меня внимания, когда я что-то просил, а тут я как закричал, все сразу прибежали». И даже если шоколадку не дали, то дали по попе, чтобы не кричал так. Тоже вроде бы знак внимания.

Итак, важно разобраться, почему ребенок начал так себя вести, у кого он перенял такую манеру общения, чего он этим хочет добиться.

Вторая версия: часто дети очень феерично выражают свои эмоции. На то они и дети. Но такие их проявления могут пресекаться. «Это неприлично». «Не кричи так, я устал». «Что ты так громко ревешь, ты же мальчик». Постоянное «погашение» эмоций приводит только к тому, что они накапливаются — и рано или поздно выплескиваются еще более бурно.

Большая боль — видеть, когда детей не слышат. И это третья версия. Сколько раз на улице замечала такую картину: мама в телефоне, а ребенок ее дергает: «Мам! Мам! Мам!» Он что-то хочет показать, чем-то хочет поделиться. Но его даже не пытаются услышать. Что остается? Только кричать. А потом он получает по попе, потому что кричит слишком громко, привлекает внимание людей и позорит мать.

Конечно, надо учить детей границам приличия. Где можно громко говорить, где нельзя. Но все равно должно оставаться пространство, где малыш может покричать. Ему нужно создавать такое пространство. Говорят: «Не кричи, ты не в лесу». Так сходите вместе в лес и покричите там. И вообще будьте вместе, хоть иногда. Если это радость, радуйтесь вместе с ребенком. Можно обниматься, скакать, кидать подушки. Если у него горе, то дайте выплакаться, побыв рядом, а не первым делом добиваясь того, чтобы все было тихо и «прилично». Когда мама рядом и замечает меня, мои чувства, тогда мне не надо кричать слишком громко — чтобы она услышала.

Подготовила Анна Ершова

2
0
Сохранить
Поделиться: