Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мой родственник ходит по воскресеньям на службу уже около года, но не исповедуется и не причащается (еще не разу в жизни). Это у меня вызывает вопросы. Его аргументом является, в т. ч. «разбойник», который….. Я не смогла ему ответить на это. Подскажите, пожалуйста, как быть?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
О родственнике нужно крепко молиться лично и подать о нем сорокоуст, чтобы он, наконец, вразумился, и перестал лишать себя тех возможностей, которые для человека Господь открыл через Церковь.
Исповедь и причастие — это Таинства, которые установлены для того, чтобы человек черпал благодать Божию на то, чтобы жить см. Причастие. Таинство Радости и Причастие: что это?). Отказываться от них — это значит отвергать руку, которую Сам Господь протягивает человеку и лишать себя возможности освободиться внутренне от совершенных грехов и тех ран, которые они оставили на душе (а это очищение возможно через Таинство исповеди), и залечить эти раны благодатью, которая входит в нас, когда в Таинстве Причастия вкушаем Тело и Кровь Христовы.
На ситуацию с разбойником ориентироваться некорректно. Во-первых, в тот момент Церкви еще не существовало и Таинства еще не совершались (была Тайная Вечеря и все), так что никакой возможности исповедаться и причаститься у разбойника не было. Но, собственно, можно сказать, что исповедь совершилась, ведь перед Господом разбойник засвидетельствовал, что грешил: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк, 23:41). Во-вторых, слава Богу, родственник Ваш живет нормальной жизнью, дома, Церковь ему доступна, а разбойник был при смерти, когда до момента разделения души от тела оставалось несколько часов, а может быть, и того меньше. В такой экстремальной ситуации и спрос с человека другой. А когда человек живет обычной повседневной жизнью и имеет доступ к сокровищам Церкви — Таинствам — то, право слово, сложно ими не пользоваться.
Кроме того, история с разбойником имеет и назидательный характер, о чем писал, например, святитель Иоанн Златоуст:
«…чтобы ты обратил внимание не на естество креста, а познал могущество Распинаемого, Он совершает на кресте это чудо, особенно обнаруживающее Его силу. Не мертвого воскрешая, не морю, ни ветрам повелевая, не демонов изгоняя, а, будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславим, Он мог переменить порочную душу разбойника, чтобы ты видел Его могущество в обоих случаях: Он привел в смятение всю тварь, потряс скалы, привлек и удостоил чести душу разбойника, которая была бесчувственнее камня: „Ныне же, — говорит, — будешь со Мною в раю“. Херувимы, конечно, охраняли рай, но Христос — Владыка и херувимов; пламенный меч был в руках их, но Христос имеет власть и над пламенем и геенной, и над жизнью и смертью. Конечно, ни один царь никогда не согласился бы посадить вместе с собою разбойника или какого-нибудь другого раба и ввести его таким образом в город, а Христос это сделал, и, входя в священное отечество, вводит с Собою разбойника, не попирая и не бесчестя рая стопами разбойника, а напротив прославляя рай, потому что честь раю иметь такого Владыку, Который и разбойника делает достойным райского блаженства. Когда Он ввел в царство небесное мытарей и блудниц, то сделал и это не бесчестя его, а напротив почтил, показав, что Господь небесного царства так могуществен, что и блудниц и мытарей делает столь славными, что они являются достойными тамошней чести и награды. Подобно тому, как мы особенно дивимся врачу тогда, когда видим, что он освобождает от недуга людей с неисцелимыми болезнями и возвращает им здоровье, так точно следует удивляться и Христу, когда Он врачует неисцелимые раны, когда мытаря и блудницу приводит в такое состояние здоровья, что они оказываются достойными небес».
Все это уже совершилось, могущество Спасителя нам очевидно.
Так что пусть Ваш родственник не упрямится, а заглянет в свое сердце поглубже и поймет, что лежит в основе его нежелания исповедоваться и причащаться — страх и стыд обнажить свои грехи? гордыня? стремление искусить Бога? Это все лишнее. Нужно исповедоваться, причащаться и жить свою жизнь, не лишая себя данных через Церковь благ и сокровищ.
С Богом!