Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и миряне

Накануне 100-летия Александра Солженицына разным людям мы задали вопрос: важно ли для Вас творчество Александра Солженицына? И если да, то чем именно?

 

Наталия Нарочницкая, историк, общественный деятель, президент Фонда исторической перспективы

Главный труд Солженицына — это его внутреннее восхождение

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и мирянеАлександр Исаевич Солженицын, без сомнения, — одна из масштабнейших общественных фигур в нашей истории XX века. Писатель, ставший мыслителем, пропустивший многострадальную русскую историю через личную непростую судьбу. Человек с исполинской волей и честностью, которые позволили ему не остаться вечным пленником личных обид, драм и лишений, что так катастрофически сузило горизонт известных «заслуженных» изгнанников, судьбы которых лишь внешне похожи на солженицынскую….

Писатель становится значимым только тогда, когда его перо через малое способно сказать о большом: глубокое обобщение может звучать не только у героев Шиллера, но и в одной строке былин и народной сказки, ошеломить библейской бездонностью в простоте одной реплики из уст крестьянки — Матрёны. Поэтому великих каждый век рождает немного, а витиеватый изящный щебет огромной массы мировой литературы так и остается «belles lettres». Впрочем, жаргон советского андерграунда, которым написана отнюдь не бесталанная, но на редкость бедная философски диссидентская литература, уже и беллетристикой не назовешь…

Солженицын изначально был слит со стихией родного русского языка. Его талант рос и вызревал неспешно, потому что это был подлинный могучий росток — дуб из семени русской жизни и культуры, чего не скажешь о параллельно фрондирующих с фигой в кармане поэтах и писателях, остающихся на мировоззренческом поле, весьма мало отличном от официального.

Как подлинно русский писатель, Солженицын мучительно пытался понять, «что же задумал Бог о России, и какова ее судьба» (Н. Бердяев). У читателя с невытравленным русским нутром сердце сразу екнуло уже от «Захара-Калиты», и от смысла, и от писательского слога.

Мировоззрение Солженицына обретало новые грани вместе с осмыслением истории взлетов и падений, грехов и заблуждений русской истории. Так он разошелся с идейными представителями либерально-западнического толка, объединенными с ним гонениями власти.

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и миряне

Деревня Мильцево. Осень 1956 г. Фото nir.ru

И новый круг за границей, и рукоплескавшие ему поначалу «собратья» по изгнанничеству ждали от Солженицына, что он вечно будет глядеть на мир и историю через окошко лагерной камеры «ивана денисовича». Ждали, что он останется на поле «детей Арбата», возмущавшихся, подобно Троцкому, не самими репрессиями, а тем, что не на тех направлены: «…надо знать кого, по какой главе расстреливать. Когда мы расстреливали, то твердо знали по какой главе», — писал Троцкий за границей. А Солженицын и как писатель, и как мыслитель поднялся не только над «ГУЛАГом», он поднялся над всем ХХ веком.

Жгучее чувство сопричастности к русской истории с изумлением отторгали типично «советские диссиденты», для которых русская история была неинтересна и чужда, а красота и правда православной русской жизни — презираема не менее, чем первыми большевиками. Иные диссиденты в своем нигилизме по отношении к России превосходили своих гонителей из ЦК КПСС! Для многих, кому дали Нобелевскую премию, — И. Бродского, например, да и лично смелого А. Сахарова — русской истории как будто вообще не существовало. Похоже, такие интеллигенты оказались куда больше травмированными тоталитаризмом, чем персонажи Шукшина. Поэтому-то по большому счету деятельность диссидентов, даже их смелость и готовность пострадать за идею оказались в итоге, увы, безблагодатными для России.

Но Солженицын был пронизан поиском духовной преемственности. Ему, православному, была чужда как раз большевистская нигилистическая интерпретация русской истории, но органично осознание религиозно-философских основ истории. Именно в русской истории и жизни Солженицын увидел источник силы и возрождения России и русских как явления мировой истории и культуры. Далекий от прославления архаики, он не идеализировал прошлое, но пытался осмыслить источник как взлетов, так и падений России. Он понял, что новое, нужное, отвечающее на вызовы современности, сможет стать двигателем, лишь вырастая из родной почвы, лишь бережно очищая смыслообразующее ядро русской жизни от грехов и извращений прошлого и настоящего. Это делает Солженицына исполинской фигурой, пережившей вместе с государством все раны и боль этого многострадального века.

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и миряне

Санкт-Петербург. 1996 г. Фото nir.ru

Читая сагу «Красное колесо», историк порой видит, какими источниками пользовался автор, а где его ведет историческое чутье, которое рождается лишь у очень эрудированного и вдумчивого исследователя. И за всеми «узлами» — исполинский труд, архивы, фантастический объем литературы, документов, исследований, наброски, выписки. Только историк с опытом написания большой книги способен осознать, какой колоссальный труд стоит за «Красным колесом».

Но главный труд Солженицына — это его внутреннее восхождение. В нем он оставался независимым в своих суждениях, когда не было стороны, на которую можно встать. Ему становилось тесно в скорлупе начального горизонта. Солженицын не побоялся поднять самые острые темы русской и мировой истории. И, связав свои духовные, душевные и интеллектуальные «узлы» в единый мощный узел воли, он не мог оставаться вне России, он жаждал отдать ей все накопленное. Венцом стало его возвращение.

Он не мог проявить малодушие, прекрасно осознавая, что к нему могут отнестись с недоверием, что есть и те, что неоднозначно судят о сыгранной им на Западе роли. Его мужественный отказ от прославления «победы над коммунизмом» в новом падении нации в очередной соблазн на рубеже ХХI века стал выдающимся личным и общественным актом. И это настоящий моральный и мировоззренческий подвиг, подвиг чести и честности перед собой, перед Богом и людьми.

 

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах (Москва)

Солженицын — это о воспитании Человека в человеке

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и миряне

Солженицын выбивает из колеи, заставляет меняться. В его творчестве сосредоточено все, что можно почерпнуть из сокровищницы мировой культуры: путь человека и его трагедия, понимание самого себя, лжи и правды, неприятие деспотизма и насилия, способность противостоять ненавистной розни мира сего.

Человек, читая такую великую литературу, меняется внутренне, и если не преображается, то, по крайней мере, задумывается о совершенных поступках, о состоянии собственной души.

Мы все — ученики и воспитанники нашей культуры, но Солженицын — это отдельная веха в истории. Его имя признано во всем мире, причем неслучайно. В процессе чтения Солженицына происходит главное: так необходимое нам воспитание Человека в человеке.

И в этом плане рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка» (в другой редакции – “Случай на станции Кречетовка”), романы «Раковый корпус», «В круге первом» для русского читателя особенно значимы.

 

Юрий Кублановский, поэт и публицист

Для меня Солженицын — ключ к пониманию России

Кублановский

Творчество Александра Исаевича сопровождает меня по жизни. Его рассказы, опубликованные в «Новом мире», я прочитал еще мальчишкой, в 15-16 лет. В Рыбинске, где я жил до поступления в МГУ, по рукам среди местных литераторов ходило его самиздатовское «Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей», совершенно меня в ту пору потрясшее…

Солженицын — тот автор, который в значительной степени сформировал мое мировоззрение, мое мирочувствование, а отчасти и мою литературную эстетику.

На днях я перечитывал рассказы Солженицына «Правая кисть» и «Как жаль» — и, честно скажу, у меня в глазах стояли слезы… Это настоящие шедевры русской прозы! К сожалению, они еще недооценены в своем глубинном нравственном содержании.

В его творчестве удивительно сочетается правда и неисчерпаемая душевная энергия. Проникнуть в это, конечно, не просто. Сначала надо прочитать рассказы, которые я упомянул выше, затем — «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка». Это сложное творчество, но, как только ты постепенно втянешься в него, оно отблагодарит.

Его эпопея «Красное колесо» должна быть интересна каждому, кто думает о страшной тайне русской революции, а историческое эссе «Размышления над Февральской революцией» я считаю вершиной отечественной публицистики. Каждый прочитавший его, становится зрелее, да и попросту говоря — умней.

Без солженицынского мира, его литературы современный русский человек был бы просто беден. Ни одно из предшествующих произведений не отражало историю нашей страны в двадцатом веке так точно, как это сделал Александр Исаевич. Солженицын — это ключ к пониманию России.

 

Протоиерей Александр Авдюгин

Я пришел к вере благодаря Солженицыну

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и мирянеК Богу я пришел не только через чтение Евангелия, которое в те 80-е годы непросто и найти было, но и благодаря русским классикам, книгам Солженицына, Дудинцева, Аксенова и Шаламова. Они также были моими проводниками к вере. Солженицын начался для меня главами запрещенного «Архипелага ГУЛАГа», посвященными страданиям священников в лагерях. По сути, это было первое свидетельство о стоянии в вере. Затем, уже будучи в армии, прочел удивительную повесть-исповедь «Один день Ивана Денисовича». Эти произведения были запрещены, изъяты из библиотек, но к счастью, Господь дал возможность их прочесть.

Когда читаешь Солженицына, понимаешь, что человек искренен с тобой в каждой строчке. Мысль и дело у Солженицына находятся в соединении, а не как у многих: думает об одном, говорит другое, а делает третье. Часто мы понимаем, когда автор сочиняет, преувеличивает, лукавит. Но в произведениях Солженицына нет двусмысленности. Все, о чем он пишет, — истинно, прожито сердцем.

Солженицын — это прежде всего «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича». А двадцать первую главу романа «В круге первом» я знаю почти наизусть. Через эти произведения вы сможете понять, кто такой настоящий Солженицын.

Но не надо начинать знакомство с его творчеством с критики. Лично меня она не волнует. Давно наблюдаю такую закономерность: если человека все хвалят, то, как правило, это не очень хороший и не добрый человек. Хороших обычно ругают — и слава Богу! Хотя добрые мнения о Александре Исаевиче таких корифеев-мастеров русской литературы и искусства, как Анна Ахматова, Андрей Тарковский, Александр Твардовский, многого стоят.

Я знаю, что к Солженицыну сейчас по-разному относятся, но для меня это великий писатель, знаток языка и мастер передавать чувства словом — так может далеко не каждый. Как он писал — никто не пишет: он дал русской литературе новый язык. Солженицын противоречив, но он искренен. И это главное в нем.

 

Сергей Мирошниченко, кинорежиссер

Солженицын как прививка

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и мирянеЯ делал три фильма о Солженицыне, а сейчас работаю над четвертым. Но помимо съемок кино, у меня были с ним и личные встречи, разговоры….

Из общения с Солженицыным я усвоил для себя несколько простых вещей. Начну с самого главного: художники делятся на два типа — людей, верующих в Бога, и неверующих. Они создают два совершенно разных направления в искусстве. Как говорил Александр Исаевич, верующий человек — это подмастерье Бога, а человек неверующий — это демиург, который может творить все, что он захочет. Для меня это очень важный момент.

Я часто размышлял и о такой мысли Солженицына, как жизнь не по лжи. Эта мысль не потеряла значимости после краха советской системы. Сегодня мне так же тяжело жить по совести — и в этом главная проблема. Не участвовать в обмане трудно в любое время, ведь в мире почти ничего не меняется. Может измениться экономическая система, но желание власти оказывать бесконтрольное давление на человека будет существовать всегда. В момент, когда власть стремится установить свое господство над народом, все средства для нее хороши, но это уже инструмент дьявола…

Обещавшая на словах хорошие, в общем, вещи, социалистическая система в действительности никому не оставляла пространства для свободы: ни верующим, ни атеистам, ни интеллигенции, ни большевикам — народ сидел в лагерях.

Из рассказов родственников я хорошо знал о том, что происходило в этих лагерях. Но «Один день Ивана Денисовича» для меня — откровение. Главное, что я для себя вынес: насилие над народом, над безвинным человеком, ради которого должно жить государство, — недопустимо!

Меня потряс и язык автора: у меня было ощущение, что я читаю белый стих. Это не просто рассказ о лагерной обстановке — это суровая поэтическая проза.

Произведения Солженицына — как прививка от кори, напоминание, чтобы больше такого не было. Хочу верить, что лидеры государств прочитали Солженицына и не перейдут ту черту, которая превращает общество в тоталитарный военный режим. Надеюсь, что встреча с таким писателем удержит горячие головы в последний момент от непоправимых решений, приводящих к самоуничтожению.

В наших беседах Солженицын заострял внимание еще на одой важной для общества вещи — способности к раскаянию. Уметь раскаиваться за совершенные проступки важно — и особенно для неверующего человека. Если этой способности нет, значит, общество больно духовно и скоро начнет разлагаться. Я очень хотел бы, чтобы больше людей приходило к вере и покаянию, а оставшаяся, не уверовавшая часть была способна на раскаяние.

 

Борис Любимов, ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина

Подмастерье в руках Бога

Чем для вас важен Солженицын? — отвечают известные священники и мирянеК творчеству Солженицына я потянулся в пятнадцать лет, когда прочитал «Один день Ивана Денисовича», а потом «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».

Мне было интересно его читать, потому что в каждом произведении я находил что-то новое: Солженицын делился своими открытиями с читателями, писал в разных жанрах, использовал другие повороты событий и характеры героев, а не останавливался на одной лагерной тематике. В сущности, эти произведения задали течение двум лучшим струям в литературе 60-х — 70-х — деревенской и военной прозе.

Одновременно с этим большое и важное значение для меня имел пример личности Солженицына — его невероятная способность преодоления всех жизненных препятствий. Он пережил и социальное давление на себя, и смертельную болезнь.

Отличительным для меня является и отношение Солженицына к одному из своих самых известных произведений — «Архипелагу ГУЛАГу». Он не берет ни копейки за его издание себе, а на вырученные деньги создает фонд в помощь людям, пострадавшим от действий режима в Советском Союзе. Солженицын считал, что это его долг перед казненными людьми.

Но не менее значительным является его автобиографическое произведение «Угодило зернышко межу двух жерновов». Живя в США, он почувствовал, что есть своя неправда как в коммунистическом строе, так и в западной демократии.

В публицистике Солженицын отразил и приход к Богу и Церкви — деликатно и ненавязчиво. Александр Исаевич, как маленький подмастерье в руках Бога, разгадывает Божественный замысел о мире — таковым было его восприятие своей функции в жизни.

Александр Солженицын — экспериментатор, способный создавать как рассказы на полстранички, так и десятитомные эпопеи, например «Красное колесо». Вершина его творчества — «Март Семнадцатого», где, с одной стороны, показан весь трагизм Февральской революции, чего не сделал ни один историк и писатель, а с другой стороны — фарсовая сторона, способность синхронно видеть деяния всех своих персонажей — как вымышленных, так и исторических. Он создал объемную картину того, что тяжело ранило нашу страну во время Октябрьской революции.

Мой внук, читая сегодня Солженицына в свои пятнадцать лет, как когда-то его читал и я, остается в восторге и потрясении. Это очень важно для меня, потому что нынешнее поколение по большей части не знает не только древней истории, но и современной.

 

Подготовила Анастасия Бавинова

 

Читайте также:

«Красное Колесо» Солженицына и «Властелин Колец» Толкин: что общего?

Борис Любимов: философия истории Александра Солженицына

Памяти Ивана Денисовича

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (13 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Лиза
    Декабрь 15, 2018 11:09

    И в каком месте своих опусов он гениальный писатель? Косноязычный, изощренный лжец. Его гениальность проявилась лишь в том, как удобно пристраиваться в жизни, чтоб тепло и сухо.

  • Абрам
    Декабрь 14, 2018 20:42

    Извините, последний раз выпендриваюсь. Понимаю, что со всех сторон вызову крайнее недовольство. К журналу, Легойде хотел обратиться. Владимир, Вы с Вашим интеллектом и по Вашей должности последние несколько лет прекрасно держите нос по ветру гос.идеологии. Статья о А.И. соответствующей направленности появилась именно в этом тренде: почвеничество, загнивающий запад, особый путь России и т.д., т.е. статьи позднего А.И. С другой стороны, Вы же видите, к каким казусам приводит людей такая позиция вкупе с ужасной пропагандой.

  • Сергей
    Декабрь 14, 2018 20:12

    Журнал Фома очень огорчил! Солженицин действительно гениальный писатель, но как сказал кто-то из его современников – это ВЛАСОВЕЦ в литературе! Солженицын предатель и работал он на разрушение Родины! К тому же подлый и трусливый лжец! Находясь в заключении он сотрудничал с администрацией, с потолка брал цифры о репрессиях, когда его департировали в германию ему Родина дала немалые деньги в валюте которые он сразу же отдал супруге а она сразу же москвичок новой модели прикупила. Напоминает академика Сахарова который в свое время говорил что в Афганистане советские летчики расстреливают своих же чтобы те не попали в плен…Талант и гениальность еще не гарантия честности и благоролства. Однобокая статья. Другие взгляды журнал Фома не готов или не хочет знать?

  • Валентин
    Декабрь 14, 2018 12:42

    Удивлен! Как много внимания недостойному человеку! Кому это выгодно? Единомышленникам! Сделать подлость и лицемерие нормой и под этим флагом идти в будущее? Нет!

  • Православная
    Декабрь 14, 2018 9:31

    Очень любила Нарочницкую.
    Протоиерей Алексей Уминский тоже очень интересный. Остальных не знаю.
    Разочарована. Если Фома так любит Солженицына,
    то стоит ли и всему другому верить, что здесь выкладывают.

  • Наталия
    Декабрь 13, 2018 22:47

    Любая человеческая душа состоит из “света” и “тьмы” и в каждой душе существует свое ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ:-свет/тьма.
    На каждом жизненном этапе человека, в душе может ПРЕОБЛАДАТЬ или тьма или свет.
    Есть люди, которые умеют видеть в других, только тьму.
    Есть те, которые СТАРАЮТСЯ не замечать тьмы и ищут СВЕТ.
    Противостояние таких людей всегда переходит в вражду. Поэтому в нашем обществе, почти нет СОГЛАСИЯ, а без него мы СЛАБЫ.
    Второй тип людей мне БОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМ (т.к. они не желают быть в кругу судей), но всегда хочется их немного приостановить в случае, когда такого человека, как А.Солженицын возводят в ГЕРОИ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ и ЧИСТОТЫ.
    35 лет тому назад, у нас на производстве, люди с восхищением читали подпольное издание “Архипелаг Гулаг “. Дошла очередь и до меня. Я не смогла прочитать эту книгу до конца, вернула со словами, что в книге есть ложь и я ощущаю это на интуитивном уровне.
    В ответ, я получила многочисленные скептические взгляды, на мое непонимание ИСТИННОЙ действительности в СССР.
    Пришло время, когда можно было услышать высказывание еще и других очевидцев, которые также прошли Гулаг. Среди них были и священники.
    Услышав их высказывания, я осознала, что не смотря на мою тогдашнею молодость, мысли у меня были верные по поводу рукописи “Архипелаг Гулаг”.
    У нас на Русси издревле люди склоняются от одной крайности, к другой, всегда забывая, что середина это ЗОЛОТО.
    Были ли моменты в жизни А.Солженицына, когда он творил что-то хорошее? Конечно же были, но было и неприемлемое. Постыдное, у него тоже было.
    Если говорить о деятельности А.Солженицена, то только в полном аспекте ПРОЦЕНТНОГО СООТНОШЕНИЯ “СВЕТ/тьма”, т.е. процент хорошего, и плохого.
    Иначе люди будут продолжать делиться на два враждующих лагеря. Это также касается всех исторических личностей, а не только А.Солженицына.
    Очень не хочется, чтобы наше будущее поколение впитывало в себя ложные убеждения нашей Российской истории.

  • Абрам
    Декабрь 13, 2018 22:13

    Екатерина, с уважением. Знаете какой самый надёжный способ в нашей стране отбить интерес подростков, да и вообще всех к какой-либо личности и его трудам, каким бы великим он не был? Это включить его в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ школьную программу и поставить ему памятники. Чем категоричнее запрет, тем большее внимание и сочувствие. Это давно поняли на Западе. А у нас, как в старом анекдоте дважды, трижды, в десятый раз наступают на грабли.

  • серслав
    Декабрь 13, 2018 21:08

    Совершенно согласен со всеми комментаторами. Много раз пытался перечитать Солженицына, слушая мнения, подобные приведённым в статье от уважаемых мной людей. Думал, может это я что не понимаю. Но каждый раз одно и то же: мерзость и ложь. А уж какие проблемы у первого автора с русским языком, что она считает Солженицына светочем, даже и представить не могу: сплошное меканье и косноязычие. Когда мне дочь сказала, что они в школе будут его проходить, сразу ей ответил: даже можешь не читать, он здесь по недоразумению, и литературное и моральное убожество. (Кстати, почитав его, она со мной согласилась).

  • Абрам
    Декабрь 13, 2018 20:42

    Меня очень удивила такая бурная реакция на А.И. читателей Фомы. Почему то молчат соавторы статьи, может считают западло отвечать. Я лично не очень согласен с клиентами. Так уж получилось, что я достаточно долго провел на Западе, поэтому совершенно его не идеализирую. Но если говорить о лжи, то современные СМИ наши официальные в этом плане просто несравнимы с писателем. Особенно по сознательной изощренности этой лжи, очень, кстати, профессионально поставленной за наши же деньги. И очень обидно, когда журнал идёт в фарватере этого процесса или на подпевке его.

  • Алиса
    Декабрь 13, 2018 19:31

    Мне хватило пару страниц “Архипелага-гулага”- мерзость полнейшая! Я считаю, что человек, а тем более, писатель, должен приумножать прекрасное, а не множить грязь. И согласна с предыдущими комментатором, что он ЛЖЕЦ. Своих соотечественников он точно ненавидел, иначе бы такое не написал.

  • Александр
    Декабрь 13, 2018 13:52

    Спасибо авторам !!!!! …. ” ЛОЖЬ=ЗЛО”, прекрасно!!!!!
    Предатель!!!! И на тебе…..!!!! Чудовищно!!!!!

  • Сергей
    Декабрь 12, 2018 22:10

    Стыдно. Очень стыдно и противно, что нам постоянно пытаются навязать и внушить, как бездумным зверькам — кого мы должны считать “классиком”, кого выдающимся писателем, какие мысли должны иметь, как понимать то или иное “творение”. А ведь если отбросить всю шелуху и помпезность — то, с позволения сказать, литература г-на Солженицына, есть не что иное как лож, замешанная густо на безнравственности автора. В его, так сказать, произведениях, реальны факты перемешаны с вымыслом, как сейчас “модно” говорить, в “художественном виденье автора”. Но если он так “видел”. это вовсе не значит, что так было или факты имели именно такую интерпретацию, а вовсе не иную. Любое общество это сложная и многоуровневая система, состоящая из множества составных частей. Наше общество, в некоторой мере, можно сравнить с котлом над очагом — то кипит, то мерно булькает и все “ингредиенты” мерно движутся, в соответствии с их качествами и количеством. Очередное бурное “кипение” произошло в 1991 году. А что происходит при бурном кипении многих “ингредиентов”? Пена и накипь всплывают, покрывая и даже скрывая собой всё то ценное и важное, что есть. Что делают в таких случаях? Очевидно, что нужно просто эту накипь и пену вовремя убрать. Но нет! Нам с маниакальным упорством пытаются день за днём, день за днём,… и так уже почти 30 лет, внушить, что вот эта “пена и накипь” и есть суть, и самое ценное, что составляет содержимое нашего “котла”. Хватит врать, мы ведь всё-равно вам не верим. Более того, мы знаем, что это совершенно не так.
    Мы не злопамятные, но мы становимся всё злее. И память у нас хорошая.
    А касаемо “классика” Солженицына, то… таки да — классик, но лжи. Вот тут более подробно “Классика лжи. Солженицын” https://***

  • Екатерина
    Декабрь 12, 2018 20:39

    Абраму с уважением: и , кстати, Пушкин к войне не подстрекал. На стихах Пушкина не одно поколение учится Родину любить

  • Екатерина
    Декабрь 12, 2018 20:37

    Ивану : Осторожно, Иван. Нас могут тут закидать тапками.

  • Екатерина
    Декабрь 12, 2018 20:36

    Абраму с уважением : Категорично? А как можно относится ко злу? с толерантностью?? кто его сейчас читает, вы спрашиваете. А ничего, что его впихивают в школьную программу, убирая оттуда классиков? Ставят по всей стране ему памятники, не спрашивая мнения народа? Ведь, то что его книги ложь от корки до корки уже ни для кого не секрет. Ложь = зло. Человек, искажающий действительность в угоду тому, кому он служит – зло.

  • Иван
    Декабрь 12, 2018 2:23

    Сверхэгоист, приспособленец, подстрекатель к войне с СССР, лжец, каких мало. А тут нам песни поют, какой он авторитет. Антихрист он. И вся семейка такая же.

  • Абрам
    Декабрь 11, 2018 21:13

    Зачем Вы так категорично, Екатерина. У Пушкина с житейской точки зрения тоже полно грехов. Но он ведь до сих пор лучший в российской литературе. Другое дело, что Кулбановский говорит про бедность русских без А.И. Да кто его сейчас читает?! На мой взгляд , наиболее точно о нем написал протоиерей Александр Шмеман в своих дневниках, хорошо его лично знавший. Примерная квинтэссенция _ талантливый, честный, но не умный (мудрый).

  • Екатерина
    Декабрь 11, 2018 15:05

    “Ему, православному, была чужда как раз большевистская нигилистическая интерпретация русской истории, но органично осознание религиозно-философских основ истории.”… – Православный??? Человек, заставивший сделать несколько абортов жену, сидевший всю жизнь на ее шее, гуляя от нее налево и направо. Человек, который, чтоб не попасть на передовую фронта, строчивший письма в которых рассуждал о свержении советской власти, на следствии он закладывает всех знакомых, которые когда-либо вели при нем антисоветские разговоры. Получает всего 8 лет. Отсидел их так: полгода в СИЗО, год в тюрьме на Калужской заставе, 4 года в «шараге» (тюремном НИИ) и 2,5 года – на общих работах в Экибастузе. Избежав таким образом фронта, писал:
    «Какая же уютная жизнь – шахматы, книги, пружинная кровать, добротные матрасы, чистое белье. Да я за всю войну не помню, чтоб так спал. Натертый паркетный пол… Эта центральная политическая тюрьма – чистый курорт. Я вспомнил сырую слякоть под Вормдитом, откуда меня арестовали и где наши сейчас месят грязь и мокрый снег, чтоб не выпустить немцев из котла».
    В 53-м вышел на свободу. Весь срок Солженицын под оперативной кличкой Ветров активно сотрудничал с НКВД- стучал на других заключенных. После одного из доносов, например, 22 января 1952 г. группу зэков расстреляли. И это после этого он православный?? Он предатель Родины. Он приспособленец. Он убийца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *