Вопрос читателя:

Здравствуйте. Мне 20 лет, я студент. Вырос без отца. У меня не складываются отношения с девушками. Я очень стеснительный. Боюсь показать свою симпатию. Мне все время кажется, что моя симпатия останется без ответа, что я не могу понравиться. Как будто это не про меня. И я веду себя странно (мне так кажется), как будто меня эта сфера жизни не интересует, вроде как мне все равно. А внутри меня целый вулкан. Но мне страшно его обнаружить. И если мне нравится кто-то, я тут же «прячусь», становлюсь меланхоличным, перестаю шутить, смотрю в сторону. Мне очень тяжело, если честно. Мне уже кажется, что лучше б мне никто в компании не нравился, тогда б я был самим собой, а не превращался бы в «рыцаря печального образа». Посоветуйте, как с этим справиться. Спасибо.

Отвечает психолог Глеб Ткаченко:

Ваш образ «рыцаря печального образа» является выражением вашего основного внутреннего конфликта.

С одной стороны, вы хотите строить отношения с противоположным полом. А с другой — боитесь отвержения. Вы не можете отказаться от своего желания, поэтому чувства вас переполняют. Но вы не можете его осуществить, поэтому чувства остаются глубоко внутри, будто вулкан, который в любой момент может начать извержение.

Страх отвержения — это один из самых частых психологических симптомов, с которым приходится сталкиваться психологу в частной практике. У него бывают разные причины, он возникает в совершенно разных обстоятельствах, и, соответственно, психологическая работа с ним тоже выстраивается совершенно по-разному.

Но я думаю, что в вашем случае большую роль играет излишний самоконтроль, который призван защитить вас от боли, вызванной отказом. Как только вы чувствуете симпатию к девушке, которая находится с вами в одной компании, вы как будто опускаете забрало, чтобы даже зрительно не вступать в контакт. Могу предположить, что вы чувствуете мышечное напряжение в области лица и шеи в эти моменты, а речь становится односложной. Это позволяет вам не вступать в контакт с объектом своей симпатии, и в то же время не покидать компанию, в которой вы вместе проводите время.

У контроля есть одна удивительная особенность. По логике, он должен помогать человеку выполнять действия более сосредоточенно и точно, и результаты должны быть соответствующими. Но на практике выходит далеко не так. Во время одного эксперимента ученые предложили гимнасткам выполнить привычные им упражнения. И те без проблем проделали их. А после их попросили сделать то же самое, только при этом максимально сосредоточенно и контролируя каждое движение. В этот раз гимнастки не смогли выполнить упражнения без ошибок, а у некоторых и вовсе не получилось справиться с поставленной задачей. Вся загвоздка кроется в следующем термине: спонтанность.

Гимнастки настолько часто выполняли эти действия, что довели их до полного автоматизма. Им не приходилось привлекать свое внимание, чтобы сделать правильные движения. Иными словами, они вывели эти действия из зоны сознания и тем самым полностью перестали контролировать их. И в таком режиме они действовали спонтанно, легко и красиво. Когда в действие, которое человек привык делать спонтанно, вмешивается сознание и контроль, все рушится. Как в том анекдоте, когда студент спросил профессора, как он кладет бороду перед сном — на одеяло или под одеяло. И этим вопросом полностью лишил его сна. Потому что профессор проворочался до утра, и любой из вариантов оказался неудобным. То, что раньше происходило само собой, при вмешательстве контроля стало неподъемной задачей для профессора.

В вашей ситуации происходит нечто похожее. Говорить, шутить, рассказывать истории, проявлять себя — это те спонтанные действия, которые вы привыкли делать неосознанно. В компании друзей, где вам никто не нравится особо, вы можете свободно все это делать. Но в общении с понравившейся девушкой все меняется: вы пытаетесь подбирать слова, контролировать мимику, позы, жесты, чтобы выглядеть поувереннее. Или вовсе, как вы описали в своем вопросе, перестаете общаться и превращаетесь в печального рыцаря.

Вы можете проделать эксперимент: в общении с симпатичной девушкой намеренно вести себя так, чтобы выглядеть максимально неуклюже и неловко. Если вы так поступите, то на это время откажетесь от контроля. И тогда вы обнаружите, что вам легко говорить, шутить и улыбаться в присутствии этой молодой особы. Потому что в рыцарских латах нет свободы движений, да и мимики под шлемом не видно. А намеренная неуклюжесть позволяет вести себя хаотично и спонтанно, тем самым проявляя настоящего себя. Вы не будете бояться ошибиться или повести себя глупо, если это будет вашей главной целью во время общения. Конечно, это только на время эксперимента. Как вы будете вести себя дальше — это ваш выбор. Важно, чтобы вы перестали бояться промахов и фантазировать о том, как все катастрофично сложится, а увидели, что все на самом деле куда проще.

Девушки ценят стеснительных и неловких парней гораздо чаще, чем уверенных в себе мачо. Ведь, во-первых, они сами стесняются. И гораздо комфортнее, когда ты понимаешь, что не одинок в этом. Во-вторых, девушка понимает, что ее присутствие вызывает у вас волнение, а это приятно. В-третьих, вы показываете не отрепетированное неотразимое поведение, а живого, обычного себя.

А «рыцарь печального образа», помимо вышеуказанного, — это еще и манипуляция, которая заключается в том, чтобы девушка сама заинтересовалась вашей таинственностью и проявила инициативу. Но, исходя из своего опыта, могу сказать, что такое происходит крайне редко. А даже если и случается, то девушке это быстро наскучивает. Девушки любят обычных, живых и неидеальных парней.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
1
Сохранить
Поделиться: