15 марта в культурном центре Покровские ворота состоялась презентация новой книги Владимира Легойды «Церковь, возвышающая голос».
Предлагаем вам некоторые цитаты из книги.
"Церковь работает не столько с проблемами, сколько с их источником – человеческим сердцем. В борьбе, которую ведет Церковь, победа происходит, когда человек выходит из храма с изменившимся сердцем. Когда человек уже не может грубить, обижать, воровать, обманывать, брать взятки. По крайней мере, старается этого не делать. Когда он начинает откликаться на чужое горе, как откликнулись миллионы православных на беду на Дальнем Востоке в 2013 году. Когда дело верующего превращается в свидетельство о Христе. Поэтому на вопрос, что Церковь делает, какие "технологии" задействует, каков результат ее служения, ответить можно коротко: Церковь меняет людей, а люди меняют мир".
"Сердце христианина не может соглашаться на попрание человеческого достоинства кем бы то ни было, в том числе и государством. Другое дело, что борьба за социальную справедливость не может быть автоматически ассоциирована со святостью. Святитель Иоанн Златоуст умер в изгнании, но канонизирован Церковью вовсе не за борьбу с пороками византийской императрицы. Точно так же странно думать, что Христос пришел на землю с благой вестью о недопустимости гладиаторских боев или рабства. Он принес рабам и патрициям, гладиаторам и вольноопущенникам весть о том, что они могут быть в вечности с Ним. И задача Церкви в том, чтобы очередной собирательный (а на самом деле каждый раз живой и конкретный) император-язычник, или бюрократ-взяточник, или полицейский-беспредельщик, были бы ей не осуждены бесповоротно, не навсегда отвергнуты, но видели бы перед собой путь к тому, чтобы и им покаяться и стать святыми".
"Церковь, государство, общество — это совершенно разные феномены. И важно понимать их природу. Сейчас любят цитировать высказывание Владимира Соловьева о том, что государство существует не для того, чтобы построить рай на земле, а для того, чтобы земная жизнь не превратилась в ад. А у Церкви другие задачи. И первоочередная — именно помочь душе человека обрести рай в жизни вечной. Помочь ему спастись. Очень разные задачи. Но они могут пересекаться. Точку пересечения обозначил преподобный Серафим Саровский известной фразой: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Чем больше людей с помощью Церкви будут стремиться в рай, тем меньше земная жизнь будет превращаться в ад, и тем легче будет государству выполнять свои функции".
"Чего бы что ни ожидал от Церкви, она по своей природе призвана удовлетворять только ожиданиям своего Создателя — Христа. Попытка измениться, подстроиться под чьи-либо еще предпочтения для Церкви значит только одно — самоликвидацию. Обвиняем ли мы пожарного в том, что он оставляет дружеский разговор, чтобы поехать тушить загоревшееся здание? Таково и церковное служение, не оставляющее, когда идет речь о спасении души, места для "солидаризации" с общественно-политическими построениями практически любого толка. Было бы странно пытаться делать из Церкви судью по общественно-политическим спорам, заставлять ее поставить в центр своего внимания сугубо мирские вопросы".
"Церковь будет поддерживать те силы, которые отстаивают правду Божью и противостоят греху, где бы они ни находились: на Западе, на Востоке, на Юге или на Севере. Не стоит черпать карикатурное представление о Западе на основе десятка газет, оторванных от народной жизни. Люди, живущие по Евангелию, есть везде. И с ними надо общаться и дружить. Враг Церкви — диавол, а не российские либералы, и отношения с ними будут зависеть от их способности принимать и учитывать связь большинства наших соотечественников с православной культурой, отечественной историей и традиционной нравственностью".
"Русское православие иногда выглядит суровым и даже, кажется, избыточно консервативным. Не важнее ли милость, чем суд; свет и радость — чем мрачная суровость? Представление о русском православии как о чем-то мрачном и безрадостном ошибочно или ошибочно создается теми, кому не хватает радости веры. Сейчас время Великого поста, и Спаситель говорит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф. 6:16). "Милость превозносится над судом" — говорит апостол Иаков (Иак. 2:13). Строгость к себе, нетерпимость к греху бессмысленны, если им не сопутствует любовь к грешнику. Мы помним слова преподобного Серафима Саровского, который каждого приходящего к нему встречал словами: "Христос воскресе, радость моя!" В этом все "суровое" русское православие".
Фото Владимира Ештокина
Сегодня все чаще и чаще вызов Церкви бросают не только анонимные пользователи социальных сетей и эпатажные блогеры, но и некоторые традиционные СМИ. Неужели на самом деле "всем умеющим думать все ясно", и Церковь - это про пиар и деньги, про борьбу за власть и ресурсы, про циничную эксплуатацию искренней веры и религиозных чувств, про выборы и гламур?
В книгу вошли избранные публикации председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимира Романовича Легойды, в которых он касается самых острых и неудобных вопросов, задаваемых сегодня Церкви обществом, и рассматривает основные мифы и стереотипы о Церкви как алчной рассаднице агрессивного мракобесия, обслуживающей прагматичные интересы власть имущих.
Эта книга — для умеющих думать, но которым "не все ясно". Для тех, кто открыто и честно задает вопросы, пусть острые и неприятные, но кто готов слушать. И отказаться от стереотипов и мифов.
Отказаться ради истины: Церковь — это про общение человека с Богом, про победу над грехом в себе и борьбу с несовершенством этого несправедливого мира.