1-я страница обложки. На обложке фрагмент фрески Микеланджело «Адам» в Сикстинской капелле - кисти тянущихся друг к другу рук* (Lori.ru) и надпись: СОЕДИНЕНИЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ. Зачем молиться, если на все воля Божия? См. рубрику «Вопрос номера» (с.16-25).

 

Пролог:

Аветик Исаакян. «Бесконечностью песен весна зацвела…». Стихотворение, 1922. Перевод с армянского Бориса Садовского// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.2.(рубрика «Пролог»).

 

Содержание: С.3.

 

Даты месяца:

Даты месяца. Май// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

 

9 мая. День Победы. [Интересная информация о православных праздниках, которые совпали с важными вехами в истории    Великой Отечественной войны от первого ее дня до Парада Победы на Красной площади]. Фото победных дней 1945 года. –     С.4;

 

2 мая. 70 лет исполняется всемирно известному басу, солисту          Большого театра Владимиру Анатольевичу Маторину. [Отрывок      из интервью В. Маторина журналу «Фома»]. Фото Владимира Ештокина. – С.4;

 

24 мая. День славянской письменности и культуры. День          тезоименитства Патриарха Кирилла. [О роли святых    равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык]. Фото Сергея Карпова/ТАСС. – С.4;

 

19 мая. 65 лет назад родился Шаварш Карапетян, многократный чемпион и рекордсмен мира по подводному плаванью. [16 сентября 1976 года в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Оказавшийся рядом чемпион мира по подводному плаванью Ш. Карапеян бросился в ледяную воду и стал вытаскивать людей.  Двадцать спасенных жизней.  Этот подвиг стоил спортсмену потери здоровья. О возвращении в спорт не     могло быть и речи. Он стал инвалидом]. Фото Ш. Карапетяна и фото с          места трагического события. – С.5;

17 мая. Вознесение Господне. [Митрополит Сурожский Антоний о смысле и значении двунадесятого праздника Вознесение Господне.      Цитата]. Икона праздника. – С.5.

 

Колонка главного  редактора:

Владимир  Легойда.  60 лет без одиночества. [К 60-летию совместной семейной жизни родителей автора]. Фото из личного архива главного редактора// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

 

Интервью номера:

Психолог Марина Антонова. «Аборты не про нищету. Они про нелюбовь». [Беседа с практикующим психологом в женской консультации,  сотрудником центра защиты материнства «Ева» в городе Подольске Мариной Антоновой]. Беседовала Дарья Баринова. Редакция благодарит организаторов добровольческого общественного движения «За жизнь!» за содействие в подготовке материала. Фото: Валерия Зарайсько; диак. Константина Селезнева;  Светланы Родиной// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.8-14. – (рубрика «Интервью номера»).

См. также: Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной      Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений// Фома. - №5(181) –       май  2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).

 

Реклама: С.15.

 

Вопрос номера. Смысл молитвы:

Зачем молиться, если на всё воля Божия? Письмо читателя / Вадим, Санкт-Петербург// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.16-17. – (рубрика «Вопрос номера. Смысл молитвы»).

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Соединение установлено. Почему молитва может быть важнее того, о чем в ней просят. Фото Юрия Макарова, Любавы Марковой, Александра  Бобрецова// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.18-22. - (рубрика «Вопрос номера.  Смысл молитвы»).

См. также: Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной      Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений// Фома. - №5(181) –       май  2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).

 

Реклама: С.23.

 

Патриарх Кирилл. Почему Бог отвечает не на все молитвы. Из проповеди после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Саввино-Сторожевском монастыре, 16 марта 2016 года. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского всея Руси// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.24-25. - (рубрика «Вопрос номера.  Смысл молитвы»).

ВЕРА (раздел). – С.26-45.

 

 

Школа «Фомы». Праздник:

Пятидесятница. Что мы знаем о празднике. [Иллюстрированная информация]. Дата (в 2018 году): 27 мая; Статус: двунадесятый праздник; Событие: Один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух. Подготовил Тихон Сысоев; Икона праздника (изображение и описание иконы); Интересные факты о празднике. Ил.: Сионская горница. Фото с сайта bibleland.ru; Святой Дух. Фрагмент мозаики собора Сан-Марко в Венеции, Италия. XII в.; Икона праздника; Икона Андрея Рублева «Троица». выставленная в храме в праздник Пятидесятницы. Фото свящ. Сергия Клинцова; Празднование Пятидесятницы в храмах России и Италии. Фото Пресс-службы Патриарха  Московского и всея Руси и с сайта italymagazine.com; Тринити-колледж в Кембридже – одно из самых престижных учебных заведений в мире – назван в честь Пресвятой Троицы. Фото JTB Photo/ТАСС// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.26-27. – (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Праздник»).

Верни свою душу. Священник Стивен Фримaн* о «селфи» души, рабах психологии и смысле страданий. Перевела с английского Дарья Прохорова. Фото свящ. Андрея Рассанова// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.28-30. – (раздел «Вера»).

* Отец Стивен Фриман – настоятель храма святой Анны в г. Оук-Ридж, штат Теннесси, создатель популярного православного блога Glory To God For All  Things (Слава Богу за всё), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Univtrse (Вездесущий: христианство в одноэтажной вселенной).

 

См. также: Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной      Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений// Фома. - №5(181) –       май  2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).

 

Реклама: С.31.

 

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). История гонений. Служение и притчи.* Ил.: Христос с учениками. Репродукция Paintings/Alamy/Diomedia; Евангелист Марк. Гвидо Рени. 1621; Сеятель. Винсент Ван Гог. 1888; Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1633// Фома. - №5(181) – мая 2018. – С.32-39. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: Евангелие от Марка. Глава 3 (С. 32,34,36); Глава 4 (С.36,38).

*Продолжение публикаций (см. Фома №141,142,143,145,148,149,151,152,154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Мученик Никифор (Зайцев) 23.03.1884–21.05.1942. Ил.: Фото из семейного архива Никифора Петровича Зайцева;  Выписка из протокола заседания судебной тройки. 1937 г.; Строительство Беломорско-Балтийского канала, где Н. Зайцев отбывал срок заключения. Докум. фото// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.40-43. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

 

Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего в селе Ивойлово, он состоял членом церковной двадцатки, пел на клиросе и был неизменным участником крестных ходов и молебнов. Знавшие Никифора    Петровича свидетельствовали, что он был человеком глубоко церковным,      безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. В своем хозяйстве он привык к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский рабочий день, и был не согласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое делалось напоказ. В колхозе он никогда не начинал работать, не помолившись, и не скрывал этого, что, естественно, не нравилось партийному начальству. С началом массовых репрессий 1937 года этого оказалось   достаточно для ареста. 23 сентября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске, а потом в Таганскую тюрьму в Москве. Были собраны свидетельства того, что он «является ярым церковником и критически высказывается о советской действительности». Сам Никифор Петрович подтвердил свою религиозность и отверг обвинения в антисоветской агитации. 11 ноября 1937 года его приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отправлен на Беломорско-Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. Когда работы там стали сворачиваться, был переведен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда прибыл 28 июля 1941 года. Здесь Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 года и погребен в безвестной могиле.

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №5(181) – май 2018. -  С.44-45. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Говорят, что мы все заслужили наши болезни, каждая из них – последствие какого-то греха. На самом деле. Ил.: Чтение у постели  деда. Альберт Анкер. 1893. - С.44.

Почему в Церкви в некоторых молитвах называют Иисуса Христа - хитрецом? Потому что.  Ил.: Дьявол искушает Христа. Дуччо ди Буонинсенья. XIV в. -  С.44.

Часто спрашивают: Я не хочу рожать детей. Значит ли это, что я грешу? Отвечаем. Фото Василия Рыбина.  - С.45.

 

Ответ священника:

Исповедуюсь и причащаюсь, но жизнь не меняется /  Спрашивает Елизавета; Отвечает протоиерей Андрей Ефанов// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.45. – (раздел «Вера», рубрика «Ответ священника»).

 

ЛЮДИ (раздел). – С.46-65.

 

Сергей Фомин. Безоблачный атлас. Россия с высоты птичьего полета. [«Полет над Россией» - авторский фотопроект Сергея Фомина. Фотограф поднимается в небо на воздушных шарах, самолетах, вертолетах – и снимает природные, исторические и архитектурные объекты, расположенные на территории России. Работа над проектом началась в 2003 году. За 14 лет удалось сделать снимки более пятидесяти регионов страны. Многие памятники архитектуры, культуры, пейзажи сняты с точки, откуда их никто не видел, а потому проект уникален не только для  России, но и для всего мира]. Фото и текст автора// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.46-55. – (раздел «Люди»). Публикация включает фотоработы:

Ханты-Мансийский автономный округ. – С.46-47;

Ганина Яма, монастырь в честь святых царственных страстотерпцев. – С.48;

Олешки. Ханты-Мансийский автономный округ. – С.49;

Кабардино-Балкария, долина реки Кичмалки. – С.50;

Карьер Лебединского горно-обогатительного комбината, Белгородская область. – С.50;

Старицкий Успенский монастырь, Тверская область. – С.51;

Вулкан Карымский, Камчатка. – С.51;

Рассвет над Суздалем. – С.52;

Ханты-Мансийский автономный округ. – С.52;

Река Белая, Юмагузинское водохранилище. Башкортостан. – С.53;

Камчатский мишка. Курильское озеро. – С.54-55.

У вас будет ребенок:

Совместный проект:  журнал «Фома»,  рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.

 

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.56-57. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Артем, Даниил и Анжела,  видеопаспорта № 5a5q, № 53u6, № 5qha.         Артем родился в мае 2002 года, Даниил - в августе 2003 года,        Анжела - в феврале 2006 года (Наши          достижения; О нас; Мы любим). – C.56,57.  – Детей можно забирать в семью только       вместе!

 

Максим, видеопаспорт № isv9, родился в августе 2003 г. (Мои         достижения; Обо мне; Я люблю). – С.57.

Куда обращаться будущим родителям Артема,  Даниила,  Анжелы и Максима.– С.57.

 

Добрая воля:*

 

* Специальная рубрика журнала «Фома» для тех, кто находится в местах заключения.

 

Виктор Бендеров.* «Никто из моих друзей не может умереть, или Кого я встретил в колонии для несовершеннолетних». [Виктор Бендеров – петербургский художник, иконописец. Уже 17 лет он посещает Колпинскую колонию для несовершеннолетних. Там, в художественной студии при храме, он занимается с детьми рисунком, музыкой, ставит спектакли. А еще – много разговаривает с ними. О жизни, искусстве, Боге. Виктор Константинович рассказал «Фоме» о детях, которых встретил в колонии, и о тех, которые уже после освобождения приходят к нему, чтобы поделиться своей радостью или болью]. Подготовила Елена Куршук. Фото Алексея Олдина, Вячеслава Боброва. Ил.: Гоголь. Рисунок Виктора Бендерова; Работы Виктора Бендерова: икона Спасителя и картина «Храм Воскресения»// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.58-65. – (раздел «Люди», рубрика «Добрая воля»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.

 

Морской собор: что нужно знать о «русской Софии».* [Иллюстрированная информация.  Вехи истории; Досье собора; Архитектурные особенности; 8 фактов о Никольском Морском соборе; План собора]. Подготовила Алена Душка. Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко. Инфографика. Фото: Станислав Забурдаев/ТАСС; архивные фотографии, предоставленные Музеем истории Кронштадта и другие исторические снимки; Peter Porai-Koshits/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0; Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси; www.lori.ru; Юлия Маковейчук// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.66-73. – (раздел «Культура»).

* На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской истории. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный         Иоанн Крондштадтский. Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь –      Константинопольская София.

 

Семейное чтение:

[Александр Ткаченко*]. Растения в Евангелии. (Читаем вместе с детьми. 6+). Фото Игоря Пчелинцева. Ил.: Дерево смоковницы, на котором сидит Закхей. Средневековая миниатюра; Иоанн Креститель. Икона; Масляная лампа; Мудрая дева с горящей лампадой из притчи о нерадивых и мудрых девах// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.74-81. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»). Публикация включает три главы:

Смоковница. Ил.: Ветка смоковницы (с пояснениями). – С.76-78;

Трость, ветром колеблемая. Ил.: Тростник (с пояснениями). – С.78-          79;

Елей милости Божьей. Ил.: Ветка маслины (с пояснениями). –          С.80-81.

*В публикации имя автора не проставлено.

Школа «Фомы». Стоит прочесть:* 

* друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит прочесть.

         Леонид Бородин. Год чуда и печали

 

Книгу  рекомендует Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького. [Информация о книге]. Автор:  Леонид Иванович Бородин (1938-2011) – писатель, публицист. В 1967 году обвинен в антиправительственной деятельности и арестован. Всего в  лагерях провел 11 лет; Время написания и история создания: Первый вариант книги был написан в начале 1970-х гг. – во время заключения во Владимирской тюрьме. После освобождения Бородин переписал повесть заново, с изменениями уже в начале 1980-х годов; Содержание: «Год чуда и печали» - это история двенадцатилетнего мальчика, который переехал вместе с родителями в железнодорожный поселок близ Байкала. С юным героем происходят как веселые, так и печальные, а порой и вовсе загадочные, связанные с байкальскими легендами, события, которые вместились в один год, проведенный им в поселке на берегу озера. Прошлое и настоящее в произведении сливаются, высвечивая вечный, непреходящий характер проблем, которые поднимает писатель. Две сюжетные линии – реальная и мифическая – позволяют автору провести параллели между легендарными героями и героями настоящего времени, сравнить и противопоставить их. В конце повести повзрослевший и обновленный герой навсегда уезжает из поселка вместе с родителями; Смысл заглавия: «Не все необычное есть чудо. Чудо – понятие нравственное», - пишет автор. Главное чудо, считает он, происходит в наших душах. И любое чудо, любое преображение, по мысли Бородина,  невозможно без  внутренних противоречий, страданий, печали и готовности людей освободить ближнего от горя; Интересные факты: В 2007 году за книгу «Год чуда и печали» Леонид Бородин получил литературную премию «Ясная Поляна», его ставят в один ряд с Валентином Распутиным и Василием Беловым. На протяжении почти двадцати лет он возглавлял литературный журнал «Москва», отстаивая идею государственности, по мере возможности православной. Подготовила Ася Занегина. Ил.: Алексей Варламов. Фото Владимира Ештокина; Л. Бородин. Фото; Обложка первого издания книги:  Леонид Бородин. Год чуда и печали. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. – 194 с.; Пермь-36, колония, где отбывал наказание писатель; В. Распутин и В. Белов. Фото; Обложка журнала «Москва»// Фома. - №5(181)  –  май 2018. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).

 

На высоте человеческого полета. Отрывок из повести Леонида Бородина «Год чуда и печали». Публикуется в сокращении, заголовок дан редакцией. Фото Marko Mikkonen/Flickr/CC BY 2.0// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.84-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).

 

 

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

 

Олег Чухонцев. Ясным утром. Подборка стихотворений (Из книги «Гласы и глоссы»: «…что-то все время падает с неба…»; Из цикла «Осьмерицы»: «Когда повытертый изрядно…», «Посылку так завяжут, что сорвешь…», «Ходики что ли там?.. на рассвете…», «Если все и там поодиночке…»).  Автор вступ. заметки  Павел Крючков, заместитель главного  редактора журнала «Новый мир». Фото Павла Крючкова. Рисунок Марии Заикиной// Фома. - №5(181) – май  2018. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

 

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

 

К. С. Льюис, дон Джованни Калабриа. Соединенные духом и любовью. Латинские письма. – М.: Никея, 2017. – 184 с. / Представляет Александр Соловьёв// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Клайв Стейплз Льюис известен в России прежде всего как писатель, меньше –  как историк и богослов. Но эпистолярное наследие нам почти неизвестно, хотя        даже по объему оно многократно превышает всё написанное Льюисом в других жанрах. Переписка Льюиса с католическим священником Джованни Калабриа (1873-1954; в 1988 причислен Католической Церковью к лику святых) поразительна во всех отношениях. Чего стоит хотя бы тот факт, что она велась на латыни: начавший переписку Калабриа не владел английским. В этом небольшом двуязычном томике каждый может найти что-то важное для себя. Для кого-то на первом месте будет тот факт, что между людьми разных конфессий, культур и языков, к тому же разделенных всей послевоенной Европой, возникла столь тесная дружеская связь. Кто-то найдет интересным разнообразие поднимаемых в письмах тем: христианство в ХХ    веке, творчество Льюиса и подробности его повседневной жизни, преодоление межконфессиональных конфликтов и так далее. Для кого-то самым важным   окажется трогательная и печальная интонация писем, подчас сопровождаемая остроумными замечаниями Льюиса. А возможно, самое значимое здесь – живое свидетельство о том, что слухи о смерти латыни сильно преувеличены – мертвый язык звучит живо и естественно даже в середине ХХ века.

 

Николай Фудель. Андрей Курбский. Роман-эпоха. – М.: Никея, 2016. – 464 с. / Представляет Александр Соловьёв// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Этот роман Николая Фуделя, впервые изданный в начале 90-х годов прошлого века, принадлежит к тому же древнерусскому циклу, что и «Великий князь Михаил Тверской», и тоже чрезвычайно старомоден. Однако все лучшее, что есть в традиции большого исторического романа, здесь есть: ненавязчивая беллетризация, незаметность анахронизмов и адекватный характеру персонажей психологизм. Роман начинается с бегства Курбского из Московского царства и заканчивается его смертью. Блестяще переданы неспособность вписаться в чужую культурную среду, мучительные размышления о правильности своего поступка – все это составляет лучшие страницы романа и органично вписывается в разговор об эмиграции, ведшийся в нашей стране с семидесятых годов. Возникает сильное искушение приблизить Курбского к современности, объявив его «первым русским диссидентом», хоть это вопиюще неправильно, и антиисторично. Нельзя не      отметить, что образ царя-юродивого сконструирован автором тщательно и непредвзято и передает реальную сложность психологии и исторического контекста. В целом, несмотря на пугающую актуальность романа (только недавно угасли жесткие споры о памятнике царю Ивану), еще раз хочется подчеркнуть, что прежде всего – это прекрасно написанный роман, параллели с современностью, может быть, только обедняют.

Сказки о мастерах и ремеслах. Составитель Марилин Пленар. Перевод с французского Изабеллы Левиной. – М.: Редкая птица, 2015. – 128 с. – (Караван сказок) / Представляет Ян Батаев// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Сборник, составленный и обработанный француженкой Марилин Пленар, объединяет сказки, легенды, предания самых разных стран мира: Китая, России, США, Англии, Германии, Индии и других. Причем образцы фольклора взяты достаточно редкие. Хотя сказками то, что собрано в книге, не назовешь. Это больше похоже на притчи, лишь немного упрощенные для более легкого восприятия детьми. Впрочем, взрослым они тоже понравятся, ведь даже в простой форме здесь передан достаточно глубокий, даже местами философский подтекст. Отдельно надо упомянуть иллюстрации Жюли Вендалин. Немного наивные, они прекрасно передают дух той или иной сказки. Почти каждую сказку сопровождает маленькая статья с интересной информацией, связанной с той профессией, о которой идет речь. Немного огорчает перевод. Сказки были переведены с языка оригинала на французский, и только затем на русский, что не могло не повлечь некоторые неточности в передаче национальных особенностей. Впрочем книга отлично подходит для семейного чтения – детям от шести лет сказки покажутся просто интересными историями с моралью, а   взрослые смогут провести параллели с реалиями сегодняшнего дня. Но вот совсем маленьким детям их читать не стоит, они покажутся малышам недостаточно захватывающими, яркими.

 

Наум Коржавин: Все мы несчастные сукины дети. Байки и истории про Эмку Манделя, собранные Лешей Перским. – М.: 2017. – 328 с.: ил. / Представляет Виталий Каплан// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.89. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Это необычная книга. Составлена она из воспоминаний поэта и мыслителя Наума Коржавина (род. 1925), воспоминаний о нем и множества фотографий – как связанных с ним, так и просто показывающих те или иные моменты жизни советской эпохи. Фотографий тут, в общем-то, даже больше, чем текста. Наверное, надо хотя бы пояснить, кто такой Наум Коржавин (настоящая фамилия Мандель). В советское время его имя было известно всякому интеллигентному человеку – потому что помимо самих стихов за именем звучала биография. Студент Литинститута, в 1947 году он был арестован,          восемь месяцев сидел в тюрьме МГБ и затем, как «социально-опасный элемент»,  был отправлен в ссылку – сперва в Сибирь, потом в Казахстан, и только в 1954 году смог вернуться в Москву. У него были поэтические публикации в журналах, в 1963 году вышла книжка его стихов, но гораздо   известнее он был теми стихами, которые ходили в самиздате. С 1966 года – когда он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля – его произведения было запрещено публиковать. Коржавину «перекрывали кислород» сами          разными способами, и в итоге в 1973 году пришлось эмигрировать. Обосновался в США, в Бостоне. За рубежом у него выходили сборники стихов. В 1989 году в разгар перестройки приехал в Москву, где его ждала        триумфальная встреча. А в 1991 году в Москве же, Наум Моисеевич принял православное крещение. По его словам он шел к этому долго, решение было           продуманным и осознанным. Ныне поэт живет в США с дочерью. Он       практически полностью ослеп, но сохраняет ясность ума. Книгу, о которой     идет речь, составил литератор Леша Перский, чья жена с детства знала «дядю          Эму», кто стал Коржавину близким другом. Сам о своей книге он говорит, что          это «не исследовательская монография, а просто книжка с картинками». Стихи Коржавина для этой книги выбрал известный поэт Олег Чухонцев.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы мастерам о церковном искусстве:

Чем икона отличается от картины? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас».  Ил.: Современная икона «Моление о чаше» и картина Н. Ге «Христос в Гефсиманском саду»// Фома. - №5(181) – май 2018. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

 

Зачем храмы украшают изображениями винограда? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Фрагмент росписи храма// Фома. - №5(181)  –  май 2018. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог. Пять вопросов о номере.

Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений// Фома. - №5(181) – май  2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).

Может быть, не открытием, но крайне интересным материалом показался вопрос номера «Зачем молиться, если на все воля Божия» (с.16). Самый актуальный материал – колонка священника Стивена Фримана (с.28) о «селфи души, рабах психологии и смысле страданий. Лично как читателя «зацепило» интервью психолога Марины Антоновой (с. 8).

Так сказать:*

*В этой рубрике мы собираем маленькие фразы с большим смыслом, а еще -кадры, где за образом, пойманным фотографом, проступает неуловимое. Редакция приглашает читателей принять участие в этом проекте, присылая свои фотографии. Для этого на странице группы «Фомы» в соцсети «ВКонтакте» создан фотоальбом.

Жан Кокто:  Случай – это обличье, которое  принимает Бог, чтобы остаться инкогнито.  Фото  Елены Феризбы// Фома. – №5 (181) – май 2018. – С.99. - (3-я страница обложки). – (рубрика «Так сказать»).

4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

0
0
Сохранить
Поделиться: