1-я страница обложки. На белом фоне две руки, мужская и женская, соединенные цепью, звенья которой связаны из голубых ниток (фото Владимира Ештокина). Сверху надпись – СВЕКРОВЬ СВЯЗАЛА. Внизу обложки написано: Тещи и свекрови: как супругам выстроить отношения с мамами. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Тещи и свекрови» (С.20-31).
Пролог:
(На заставке – фото Татьяны Афиногеновой).
Андрей Анпилов. Ладони («К руке протяни свою теплую руку…»). Стихотворение. 2017// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Числа:
Даты месяца. Январь// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.4-5. - (рубрика «Числа»). Представлены даты:
7 января. Рождество Христово. – С.4;
11 января. Международный день «спасибо». – С.5;
25 января. 80 лет назад родился Владимир Высоцкий (1938-1980). – С.5;
19 января. Крещение Господне. – С.5.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. Год с детьми. Диалоги автора со своими детьми - Аня (9 лет), Лиза (7 лет), Рома (5 лет), - записанные в течение прошлого (2017) года. Ил., фото из семейного архива В. Р. Легойды// Фома. - №1(177) – январь 2017. – С.6-9. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
Интервью номера:
Эдуард Артемьев. Совершенно свободный человек. [Беседа с композитором Эдуардом Артемьевым, в ноябре 2017 года отметившим 80-летие]. Беседовала Марина Борисова. Фото: Владимира Ештокина; Евгении Новожениной/РИА Новости; Виктора Баженова/PhotoXPress; фото из архива Э. Артемьева. Кадры из фильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974; «Сталкер», 1979; «Утомленные солнцем», 1994; «Зеркало», 1975; «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977; «Раба любви», 1976; «ТАСС уполномочен заявить», 1984; «Сибирский цирюльник», 1998, «Легенда №17», 2013; «Тихая застава», 2011; «Москва 2017», 2012// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.10-19. – (рубрика «Интервью номера»).
См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).
Вопрос номера. Тещи и свекрови:
Как ужиться со свекровью? Отрывки из писем, которые приходят в редакцию. Аппликации Марии Сосниной// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.20-21. – (рубрика «Вопрос номера. Тещи и свекрови»).
См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).
Тещи и свекрови: отношения без анекдотов. Комментарии священника, психолога, антрополога, ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса. Беседовала Марина Борисова. Аппликации Марии Сосниной// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.22-26. – (рубрика «Вопрос номера. Тещи и свекрови»).
См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).
Александр Ткаченко, психолог. Давай разъедемся. Мой опыт жизни с двумя мамами. Аппликации Марии Сосниной// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.27-31. – (рубрика «Вопрос номера. Тещи и свекрови»).
См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).
ВЕРА (раздел). – С.32-53.
Школа «Фомы». Именины:
Нина. [Иллюстрированная информация: Значение имени: Происхождение имени Нина до конца не ясно. По одной из версий, корни его греческие, по другой - ассирийские, и переводится оно как «царица», «госпожа»; Дни памяти: 27 января – день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии (конец III в. – 335 год). Подготовил Тихон Сысоев; Другие святые с именем Нина: Мученица Нина (Кузнецова) (1887-1938); Известные люди с именем Нина: Нина Чавчавадзе (Грибоедова) (1812-1857). Нина Гребешкова (род. 1930); Интересные факты. Ил.: Иконы, посвященные св. равноапостольной Нине, просветительнице Грузии; Храм Светицховели Мцхета, Грузия. Фото www.lori.ru; Крест святой равноапостольной Нины, хранится в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси; Нина Арбенина –героиня драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Кадр из кинофильма// Фома. - №1(177) – январь 2017. – С.32-33. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).
Какие подарки дарили святые*? И какие получали. Подготовил Тихон Сысоев. Рисунки Натальи Федоренковой// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.34-38. – (раздел «Вера»).
*Святитель Павлин Ноланский; Пресвятая Богородица; Святой праведный Иоанн Кронштадтский; Мученица Дорофея; Святитель Иоанн Шанхайский.
Патриарх Кирилл. С Богом нужно говорить на языке добра. Из слова на Патриаршей рождественской елке в Храме Христа Спасителя, 7 января 2017 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.39. – (раздел «Вера»).
[Читаем Писание:]
Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Страшные дни.* Ил.: Поцелуй Иуды. Джеймс Тиссо. 1894; Иуда. Илья Репин. 1885; Отречение апостола Петра. Карл Блох. 1890-е гг.// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.40-46. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: Евангелие от Матфея, глава 26 (С.40,42,44,46).
*Продолжение публикаций (см. Фома 152,154,156, 158,161,163,164,165,166, 167,168,169,170,172,173,175) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».
Реклама: С.47.
Новомученики:
Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Александр (Русинов) 1880–31.01.1939. Фото из следственного дела священника Александра Русинова; Выписка из протокола заседания судебной тройки... [о расстреле]// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.48-50 . – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Священномученик Александр родился 10 августа 1878* года в селе Куркино Московского уезда Московской губернии в семье священника Владимира Русинова. В 1898 году Александр окончил Московскую духовную семинарию и в 1901 был рукоположен во священника. С 1910 по 1920 год служил в храме при Серафимовской женской общине в селе Новое Кунцево, затем по 1922 год – в Никольской церкви в этом селе. За безупречное служение возведен в сан протоиерея. В начале 1922 года после кончины настоятеля Успенской церкви в селе Косино Московского уезда, собрание церковной общины единогласно избрало отца Александра настоятелем собора. Решение прихожан было утверждено священноначалием и 22 мая протоиерей Александр прибыл к месту своего нового служения. В храме хранилось два золотых слитка, которые были пожертвованы в 1913 году фабрикантом Митрофановым для украшения Моденской иконы Божией Матери. При изъятии ценностей из храма 2 мая 1922 года пожертвование удалось скрыть. В 1924 году среди жителей села прошел слух, что ценности исчезли. Протоиерей Александр потребовал от диакона отчет и получил сверток в полной сохранности. Члены церковного совета поместили его в ризницу. В начале 1930 года до властей дошло известие, что пожертвованные фабрикантом ценности хранятся в Успенском храме. Сотрудники уголовного розыска произвели в храме обыск и потребовали от настоятеля их выдачи. 2 февраля отец Александр указал место нахождения. Золото было изъято. Священник и диакон были привлечены к уголовной ответственности за сокрытие ценностей, заодно их обвинили в «антисоветской агитации». Священник не отрицал сокрытия. Но антисоветские высказывания не признавал. Тогда следователь, запугав свидетелей, собрал ложные показания. 3 марта 1930 года протоиерея Александра приговорили к трем годам заключения и отправили в лагерь под Котласом, в Коми. Вернувшись по окончании срока, он был назначен настоятелем храма Космы и Дамиана в селе Болшево Мытищинского района. В 1934 году был награжден митрой. 19 января 1938 года отец Александр в последний раз был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Показания лжесвидетелей были подготовлены заранее, на проведение следствия начальник Мытищинского отделения НКВД дал только один день. Обвинения в контрреволюционной деятельности подследственный категорически отвергал. Но уже 26 января его приговорили к расстрелу. Протоиерей Александр Русинов был расстрелян 31 января 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
*так в тексте статьи, в заголовке – 1880.
Реклама: С.51.
Говорят, что:
Говорят, что// Фома. - №1(177) – январь 2018. - С.52-53. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Почему в Церкви изображения Бога Отца на иконах и фресках называют неканоничными? Потому что… - С.52.
Часто спрашивают: почему Иисус Христос сострадал блудницам, а фарисеям не сострадал? Отвечаем: Ил.: Христос и грешница. Никола Пуссен. 1653. - С.52.
Говорят, что если свечка коптит и гаснет, то молитва не сбудется. На самом деле. Фото Владимира Ештокина. - С.53.
Ответ священника:
Всё ли стоит прощать? [Как правильно поступать, если муж пьет и оскорбляет? Нужно ли прощать?]/ Спрашивает Анастасия, Воронеж; Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Валерия Зарайсько// Фома. - №1(177) – январь 2017. – С.53. – (раздел «Вера», рубрика «Ответ священника»).
ЛЮДИ (раздел). – С.54-71.
Дом Друзей. [Фотоочерк о друзьях Доктора Лизы - Елизаветы Глинки (25 декабря исполнился год со дня ее трагической гибели), которые продолжают в меру своих возможностей выполнять ее дело – помогать бездомным, тяжело больным, одиноким]. Текст и фото Юлии Маковейчук// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.54-61. – В конце публикации (С.61) сообщаются реквизиты и контакты Дома Друзей.
У вас будет ребенок:
Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.
Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно смотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.62-63. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Игорь, видеопаспорт № 12о0, родился 5 сентября 2008 года. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – С.62,63;
Игорь и Денис, видеопаспорта № kdqn и № k7f3, Игорь родился 10 апреля 2005 года, Денис – 9 февраля 2009 года. (Наши достижения; О нас; Мы любим). – C.62,63. – Братьев можно забирать в семью только вместе!
Куда обращаться будущим родителям Игоря, Игоря и Дениса. – С.63.
Вопросы подростков:
Чем занимаются волонтеры. Отвечает Александр Гезалов, общественный деятель, директор Социального центра святителя Тихона при Донском монастыре (Москва)// Фома. - №1(177) - январь 2018. – С.63. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы подростков»).
«Счастье можно родить!». [«Фома» совместно с международным общественным движением «Женщины за жизнь» провел фотофестиваль «Счастье можно родить». Публикация представляет избранные работы фотофестиваля. Редакция благодарит каждого из участников] / Автор вступительной заметки – Наталья Москвитина, руководитель движения «Женщины за жизнь» (womenprolife.ru), мама четверых детей. Фото Татьяны Шевяковой.*// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.64-71. – (раздел «Люди»). Включены следующие фотографии:
В янтаре. Фото Ирины Ремпель, Москва. – С.64-65;
Большие глаза маленького Льва. Фото Анны Вознесенской, Москва. – С.66-67;
Семья Тихоновых. Фото Ирины Скобелевой, Екатеринбург. – С.67;
Долгожданное… Фото Светланы Морсиной, на фото Ольга Присекина с сыновьями, Липецк. – С.68-69;
Наставления крестнице. Фото Полины Краснобаевой, Казань. – С.68;
Радость Крещения. Церковь Бориса и Глеба в Вышгородке, Псковская область. Фото Анны Жуковой. – С.69;
10 дней от рождения. Фото Елены Шестопаловой, Ростов-на-Дону. – С.69;
Братья. Ялта, Ай-Петри. Фото Елизаветы Быковой. – С.70;
Высоко сижу – далеко гляжу! Фото Екатерины Батаевой, Казань. – С.70-71;
Крещается раба Божия Анастасия… Фото Марии Корниловой, Москва. – С.71.
* В публикации сообщается о запуске второго этапа фестиваля. Имеется обращение к тем, кто готов поддержать проект «Счастье можно родить» и может оказать финансовую и информационную помощь, а также предоставить площадки для выставок и места для размещения социальных баннеров.
См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).
КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89.
Семейное чтение:
Александр Ткаченко. Елки на потолке и вертепы на санках. Удивительная история рождественских традиций. Рисунки Юлии Каменщиковой// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.72-81. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).
Школа «Фомы». Стоит прочесть:*
* друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит прочесть.
Преподобный Паисий Святогорец. Слова.
Книгу рекомендует Вячеслав Бутусов, музыкант, вокалист, писатель. [Информация о книге. Автор: Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) – один из самых почитаемых греческих старцев, монах Святой Горы Афон; Годы и история создания: На протяжении 28 лет, вплоть до самой кончины старца в 1994 году монахини основанного Паисием Святогорцем женского монастыря апостола Иоанна Богослова (селение Суроти, Греция) собирали его советы, записывали слова, которые он произносил на собраниях монастырской общины, запоминали содержание личных бесед (записывали от руки, а затем – при помощи магнитофона). После кончины старца все записи монахинь и других людей, беседовавших с ним, а также письма, которые он отправлял со Святой Горы, случаи из его жизни, рассказы о чудесах были собраны воедино; О чем «Слова»: Духовное наследие Паисия Святогорца составляет шесть томов. Записи бесед, поучений, истории и письма систематизированы по темам. Каждый том посвящен отдельной теме и может считаться самостоятельной книгой. Первая книга «Слов» озаглавлена - «С болью и любовью о современном человеке». Второй том – «Духовное пробуждение». В третьем томе – «Духовная борьба» - речь идет об опасностях греха, об испытании совести и исповеди. Четвертый том посвящен семейной жизни. Пятый – «Страсти и добродетели». Шестой том «Слов» - о молитве; Интересные факты. Подготовила Ася Занегина]. Ил.: Вячеслав Бутусов. Фото Владимира Ештокина; Преподобный Паисий Святогорец. Фото; Селение Суроти, Греция. Фото Николая и Елены Андрущенко; Шеститомник «Слова» (М., Издательский дом «Святая Гора»). Фото; Старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) в молодости. Фото; Калива (постройка для проживания монахов на Святой Горе Афон) старца Паисия. Фото Владимира Орлова// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).
Мы хотим чуда, но не хотим идти на жертвы. Отрывок из «Слов» преподобного Паисия Святогорца. Пер. с греч. иеромонаха Доримедонта (Сухинина). Заголовок отрывка дан редакцией. Фото Константина Давыдова// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.84-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).
Строфы:
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Екатерина Соколова. Встанут лежащие. Подборка стихотворений («отпустили к тебе человека…»; «человек как блестяшка в траве…»; «обнимите его ибо теперь он…»; «ладно, хорошо…»; «гаснет лесополоса как память…», «а вот что хочется…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Андрея Черкасова. Рисунок Марии Заикиной// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Что читать:
Представлены и отрецензированы издания:
Митрополит Николай (Хаджиниколау). Святая Гора – высшая точка Земли. Пер. с новогреч. Е. Коваль. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 160 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
В предисловии к своей книге митрополит Николай замечает, что задача этих записей о пребывании его на Афоне в 1970-1990-х годах – побудить читателя к духовному восхождению. Большинство из нас эта книга призывает задуматься, сравнив свое душевное устроение с духовным обликом насельников Святой Горы, о которых с такой любовью пишет автор. И хотя, по словам автора, его книга не путеводитель, но галерея разнообразных типажей, описанных им, она позволяет погрузиться в «таинственную, даже сказочную атмосферу» Афона, увидеть как живых его насельников, поверить их духовно-аскетическому опыту. Этот опыт будущий митрополит Православной Церкви Эллады воспринял от великих афонских подвижников. Так встречи с отцом Паисием и другими старцами помогли ему, мечтавшему стать ученым, но никак не монахом, понять свое истинное призвание. «Я извлекаю из глубины своей памяти некоторые события и опыт прошлого, чтобы обозначить тот дух православного подвижничества, которым украшается Святая Гора. Читатель должен получить возможность сам нарисовать внутри себя образ Святой Горы». После этой книги такой образ действительно возникает. У каждого он свой, но, наверное, у всех это место – синоним святости, красоты, доброты и любви ко всему живому на земле и - горнему. «Горнее место». Святая Гора.
А. Соколов, И. Зимин. Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. – М.: Издательство Центрполиграф, 2015. – 604 с. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
То, что сейчас называют государственной социальной политикой, в России с XVII века и до начала 1917 года осуществлял царствующий дом Романовых. Члены императорской фамилии считали своим долгом заниматься благотворительностью. Масштабы этой социальной помощи долгое время по понятным причинам замалчивались. Два петербургских историка в результате тщательного и глубокого исследования создали книгу, в которой показан истинный масштаб благотворительности царской семьи. И этот масштаб впечатляет. Помощь нищим и заключенным регулярно осуществлял царь Алексей Михайлович. Благотворительные учреждения призрения сирот и немощных организовывала Екатерина II. Мария Федоровна, мать Николая II, стояла у истоков Российского общества Красного Креста. Особенно мощно расцвела деятельность различных благотворительных ведомств под патронажем членов императорского дома в XIX – начале ХХ века. Накопленный опыт организации и деятельности созданных ими попечительских учреждений оказался бесценным и для советского периода истории. И все это описано подробно и увлекательно, со множеством фактов, вызывающих удивление и уважение. Так что созданное советской пропагандой клише «все Романовы были жадными и праздными тунеядцами» оказывается ложным.
Николай Фудель. Великий князь Михаил Тверской: Роман-эпоха. – М.: Никея, 2016. – 528 с. / Представляет Александр Соловьев// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Роман Николая Фуделя, сына известного церковного писателя и публициста Сергея Фуделя, посвящен одному из поворотных моментов русской истории: в борьбе между Московским и Тверским княжествами первое с помощью активной ордынской поддержки неуклонно начало брать верх. Роману можно предъявить только одну претензию, - написанный в конце 1960-х годов, сегодня он выглядит чрезвычайно старомодно. Почти документальная «Зимняя дорога» Л. Юзефовича или многоголосый «Калейдоскоп» С. Кузнецова куда более созвучны современной литературе и исторической мысли. Но это не значит, что роман плох. Здесь есть все, что можно взять хорошего из традиции исторического романа: ненавязчивая беллетризация, яркое и реалистическое изображение политического конфликта (особенно автору удаются моменты, связанные с христианской мыслью персонажей). Главная заслуга автора – в переводе конфликта из политической плоскости в этическую. Опора власти московского князя на поддержку ордынских ханов, его притязания на высшую власть вызывают безнадежное, но неизбежное сопротивление центральной фигуры романа. Книга не просто является образцом качественной беллетристики, но и предлагает альтернативный взгляд на происхождение современной России.
Страшные святочные рассказы русских писателей. Сост. Т. В. Стрыгина. – М.: Никея, 2018. – 448 с. – (Рождественский подарок) / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.89. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Сборник составили предназначенные для чтения в кругу друзей и близких, в общем-то не страшные, а познавательные, исторически достоверные, дающие красочную и пеструю картину святочных обычаев, игр, примет рассказы «про привидений, колдунов и все чудесное на свете». Это наивные рассказы «Перстень» Е. Баратынского, «Маскарад» В. Дмитриева, «Прохожий» Д. Григоровича, по-настоящему захватывающий мини-цикл Г. Данилевского «Святочные вечера», включающий любопытный рассказ «Мертвец-убийца», в котором сама Екатерина II отправляет небезызвестного начальника Тайной канцелярии, сыщика Шешковского, расследовать таинственное убийство священника в алтаре. Святочная история лишается мистики и превращается в детектив в духе нравоучительных рассказов эпохи Просвещения. «Моралитэ» присутствует и в рассказе В. А. фон Роткирха «Мертвец в маскараде». Кто-то из авторов фантазирует на темы народных быличек (рассказов о встрече с нечистой силой). Кто-то использует сказочную поэтику. В каких-то рассказах подчеркнут бытовой характер происходящего и события вполне реалистичны, мистическое рационально объясняется. На комическом разоблачении построен юмористический рассказ А. Чехова «Страшная ночь» блистательная пародия на ужастики. В том же духе рассказ некоего В. Л-ва «Зелененький сюртучок», напоминающий «пионерские» страшилки про черные шторы, красный рояль и тому подобное. Но самые сильные и действительно страшные рассказы принадлежат признанным мастерам русского реализма: В. Короленко, Н. Лескову, Г. Успенскому, Н. Гарину-Михайловскому. Они о том, что страшны не привидения и лешие, а обыкновенные люди, переполненные горем, завистью, отчаяньем. И тогда святочные рассказы оканчиваются не по закону жанра – хэппи-эндом, а по закону жизни – не всегда радостно. Но чтение их все равно завораживает, потому что истории эти – очень человечные, по-рождественски теплые и светлые.
Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.
Реклама: С.92-95.
Вопросы мастерам о церковном искусстве:
Зачем нужно освящать иконы? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото blagoistr.ru// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).
Почему на некоторых иконах Крещения Спаситель изображен стоящим на досках? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Икона Крещение// Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).
Реклама: С.97.
Эпилог. Пять вопросов о номере.
Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv//Фома. - №1(177) – январь 2018. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере»).
Открытием номера стало Интервью с Эдуардом Артемьевым (с.10). Самый актуальный материал - Вопрос номера о тещах и свекровях (с.20). И здорово, что есть, с одной стороны, достаточно жесткое и не обнадеживающее мнение психолога и протоиерея Андрея Лоргуса (с.22) а с другой стороны, - трогательный рассказ Александра Ткаченко (с. 27) о том, что бывает и совершенно по-другому. Лично как читателя «зацепил» материал о фотофестивале «Счастье можно родить» (с.64).
Так сказать:*
*В этой рубрике мы собираем маленькие фразы с большим смыслом, а еще -кадры, где за образом, пойманным фотографом, проступает неуловимое. Редакция приглашает читателей принять участие в этом проекте, присылая свои фотографии. Для этого на странице группы «Фомы» в соцсети «ВКонтакте» создан фотоальбом.
Митрополит Сурожский Антоний: Мы не святые, но - всё может случиться. Фото Екатерины Казанцевой// Фома. – №1 (177) – декабрь 2017. – С.99. - (3-я страница обложки). – (рубрика «Так сказать»).
4-я страница обложки: Реклама подписной компании журнала «Фома» (Только в январе. Подпишитесь на 2018 год по цене 2017 года. Первым 30 подписчикам – подарок. Подробности на странице 93).