Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Христос в Иордане стоит на крестообразном подножии: эта деталь встречается не во всех изводах Крещения. Такое изображение характерно, например, для сербских икон и росписей.
Чтобы понять, в чем здесь дело, нужно вспомнить образ «Сошествие во ад», который в православной традиции является и образом Воскресения Христова. Спаситель, нисходящий в преисподние места земли, выводящий души из ада, попирает сокрушенные врата. Этот узнаваемый символ иконописцы ввели в изображение Крещения.
Для чего нужна отсылка к Воскресению? Обратим внимание на еще одну особенность: изломанные контуры реки Иордан, в воды которой с головой погружается Христос, напоминают погребальную пещеру или бездну ада. Только Спаситель может сокрушить ад и сокрушит его— вот на чем акцентируют внимание молящегося сломанные врата под ногами. То есть икона Крещения не столько описывает историческое событие, сколько указывает на его духовный смысл. Ведь Сам Спаситель, разговаривая с апостолами, крещением называл свои будущие крестные муки: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Как толкуют святые отцы, «крещение» здесь значит очищение Вселенной, о чем и напоминает нам богатая иконография образа.