Мы уже не раз в нашем Толковом словаре на примере разных древнегреческих слов говорили о том, что христианство с точки зрения обычного здравого смысла является парадоксальным и необычным вероучением. В нем порой сочетаются, казалось бы, совершенно несовместимые вещи. Например, с одной стороны, необходимость практически детской, безусловно доверяющей Богу веры. А с другой стороны – глубочайшая критичность, которая, например, выражается в призыве к различению духов: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (Ин. 4. 1). Сочетание доверчивости веры и, одновременно, ее критичности присутствует и в церковном учении об ангелах или духах.
Символ веры начинается со слов: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Причем последний был сотворен раньше мира видимого.
Итак, само наличие духовного мира сомнению не подвергается. Его обитателями являются ангелы, которые были сотворены прежде людей. Однако среди них есть как ангелы Света, добрые духи, одаренные умом, волей и могуществом, так и ангелы тьмы, то есть духи злые, которые «нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу» («Пространный христианский катехизис» митрополита Филарета). И вот к различению между добрыми ангелами и «духами злобы поднебесными» Церковью и призывается человек, чтобы не погубить себя и свою душу.
С древнегреческого языка на русский слово ὁ ἄγγελος (angelos) переводится как «вестник», «посланник». Но из одного греческого слова в церковнославянском создали два: ангел и аггел. Если ангел – это вестник от Бога, то аггелами на церковнославянском в Священном Писании и церковных богослужениях называют падших духов или демонов. Например: «Отыдите от меня проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» (Мф.25:41).
Добрые ангелы приносят вести от Бога, выполняют Его поручения и возвещают Его волю, поэтому встреча с ними – это также и встреча с пославшим их Богом.
Ангелы, согласно свидетельствам Священного Писания, житий святых и писаний Отцов Церкви появляются, например, при переходе из этой жизни в иной мир. В Ветхом Завете ангелы иногда даже губят и поражают людей (4 Цар. 19:35; 1 Пар. 21:15-16; 2 Пар. 32:21; Ис. 37:36), хотя, конечно, гораздо чаще они охраняют и спасают человека.
Так или иначе, но явление ангела – это на самом деле очень и очень непростое испытание. Очень важно знать то, что святые отцы советовали крайне осторожно относиться к явлению ангелов или духов, и им скорее не доверять. Ведь «Сатана преобразуется во Ангела светла... и служители его преобразуются, яко служители правды» (2 Кор. 11.14–15). Вот что говорил о чувственном явлении духов святитель Игнатий Брянчанинов, которому, по мнению иеромонаха Серафима Роуза («Душа после смерти»), принадлежит самое ясное православное рассмотрение вопроса о способности человека вступать в контакт с духовными существами.
Если первозданный человек, облеченный в бессмертное тело и чуждый недугов и дебелости обладал способностью к прямому чувственному общению с духами и с самим Богом, то после грехопадения он ее утратил. Теперь же «по причине крайней дебелости и грубости, телесные чувства не способны к общению с духами, не видят их, не слышат их, не ощущают… Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя, и свои цепи для нас незаметными... Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою… Чувственно являющиеся человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никакие не святые Ангелы».
Поэтому, как пишет далее епископ Игнатий Брянчанинов, «общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви».
Как считает святитель Игнатий, увидевшие чувственно духов, даже святых ангелов, не должны ничего о себе мнить, ведь к этому бывают способны даже бессловесные животные (например, Валаамова ослица). Видевший духов своими глазами может быть легко ими обманут в свое повреждение и погибель. Даже святые не всегда узнавали демонов, явившихся им под видом святых и Самого Христа.
Лишь истинным христианским подвижникам становится доступен правильный вход в мир духов. Их туда вводит Сам Бог. Единственный правильный вход в духовный мир, в том числе к чувственному видению духов, по словам Игнатия Брянчанинова – это христианское подвижничество и совершенство: «В свое время, назначаемое единым Богом и известное единому Богу, мы непременно вступим в мир духов. Недалеко от каждого из нас это время! Всеблагий Бог да дарует нам так провести земную жизнь, чтобы мы еще во время ее расторгли общение с духами падшими, вступили в общение с духами святыми, чтоб мы на этом основании совлекшись тела, были причислены к святым духам, а не к духам отверженным».
На заставке фрагмент иконы архангела Гавриила (Ватопедский монастырь).