Третье воскресенье (Неделя) Великого поста в 2024 году уникально. Во-первых, оно посвящено Кресту Господню и называется Крестопоклонным. Но во-вторых, 7 апреля ежегодно отмечают непереходящий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом году Церковь чествует оба духовных события одновременно. Также в этот день верующие обращаются в молитве к прославленным в ХХ веке святителю Тихону, Патриарху Московскому, и греческому святому преподобному Савве Новому. Еще 7 апреля отмечается память икон Божией Матери «Благовещение» Киевская и «Благовещение» Московская.
Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году приходится на воскресный, то есть выходной день, который многие христиане могут посвятить его Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день стоит отложить прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля.
Воскресенье, 7 апреля 2024 года, Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы
О Кресте Господнем и значении Недели Крестопоклонной читайте в наших материалах:
О смысле и значении Благовещения Пресвятой Богородицы читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
В воскресенье 7 апреля в храмах совершается литургия святителя Василия Великого, хотя обычно в дни Великого поста на Благовещение служат литургию святителя Иоанна Златоуста. Звучат песнопения, посвященные празднику Благовещения. Так, на входе мы услышим три тропаря: воскресный, Кресту и Благовещению.
Тропарь воскресный, глас 3
Да веселятся небесная,/ да радуются земная,/ яко сотвори державу/ мышцею Своею Господь,/ попра смертию смерть,/ первенец мертвых бысть;/ из чрева адова избави нас,// и подаде мирови велию милость.
Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.
Тропарь Кресту, глас 1
Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.
Кондак Кресту, глас 7
Не к тому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.
Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»
Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь спасения нашего главизна,/ и еже от века таинства явление:/ Сын Божий, Сын Девы бывает,/ и Гавриил благодать благовествует./ Темже и мы с ним Богородице возопиим:/ радуйся, Благодатная,/ Господь с Тобою.
Перевод: Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, полная благодати, Господь с Тобою.
Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 8
Кондак праздника Благовещения — песнопение, которое исполняется практически ежедневно в течение церковного года в составе различных богослужений:
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Перевод: Обороняющей меня Военачальнице / за избавление от страшных бед / торжества победы благодарственные / учреждаю Тебе я, Твой город, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей меня освободи, / да взываю Тебе: / «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!
Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста. Раньше среду седмицы после Крестополконной недели (воскресенья) называли «средокрестье». Существует обычай во время всенощной, совершаемой вечером в субботу (6 апреля в 2024 году), выносить на середину храма украшенный крест.
Обычно еще до начала всенощного бдения в алтаре крест кладется священником на престол и остается там до пения великого славословия. Во время пения славословия предстоятель, облаченный, как на литургии, во все священнические одежды три раза обходит с кадилом престол. Далее с началом пения Трисвятого он поднимает крест на уровень головы и в предшествии свещеносцев выходит боковыми вратами из алтаря, останавливается напротив царских врат и возглашает «Премудрость, прости». После этого при пении тропаря Кресту священник помещает крест на аналой, стоящий в центре храма и кадит его. Далее исполняется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», во время которого священники и прихожане совершают перед крестом три поклона. Это же песнопение звучит на воскресной литургии вместо Трисвятого. Крест будет находиться в центре храма до пятницы, когда его внесут обратно в алтарь.
Еще одна особенность вечернего богослужения в этот день состоит в том, что помазание освященным елеем совершается не после чтения Евангелия, а после поклонения кресту.
Необычным для воскресного всенощного бдения, совершаемого великим постом, является исключение из богослужения ради праздника Благовещения покаянных песнопений «Покаяния отверзи ми двери...» и др.
Одной из отличительных черт богослужения Благовещения является чтение необычного канона на вечернем богослужении. Это один из немногих диалогических канонов, который строится на беседе Архангела Гавриила и Богоматери. Авторство традиционно приписывается Иоанну Дамаскину.
За воскресным богослужением 7 апреля прозвучат по два отрывка из Евангелия и Апостольского чтения, поскольку в этот день соединяются два праздника — Благовещения и Недели Крестопоклонной.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24–38
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. 26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф у, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что' бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: ка'к будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34 — глава 9, стих 1
34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 2, стихи 11–18
11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. 13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. 14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 4, стихи 14 — глава 5, стих 6
14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 16Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
1Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы
По окончании утреннего богослужения во многих храмах выпускают голубей.
По случаю праздника уставом разрешается употребление рыбы, небольшого количества вина и масла.
День памяти святых
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (19 января 1865 — 7 апреля 1925)
О первом Патриархе, избранном после долгого синодального периода, читайте в наших материалах:
Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний, ты явился еси, добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицем лютых врагов Христовых Истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы переносити оныя напасти, возстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земли Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную, молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делательми, право правящими слово евангельския истины. Упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобный Савва Новый (1862–1948)
Сорок дней после отпевания святителя Нектария Эгинского преподобный Савва провел в затворе, в полном уединении. Когда он вышел из кельи, в руках у него была первая икона святого Нектария. Он повелел настоятельнице монастыря поместить ее в храме для поклонения. Та стала возражать, поскольку святой Нектарий еще не прославлен Церковью. Тогда преподобный Савва сказал: «Ты должна оказать послушание. Возьми икону, поставь ее в храме и впредь не противься воле Божией».
Святой родился в семье бедных и простых людей, Константина и Смарагды, которые были категорически против его ухода в монастырь. Они хотели сделать его лавочником, поэтому юноше пришлось бежать из дома. Двенадцать лет он был послушником на Афоне, потом отправился в паломничество в Иерусалим, в 28 лет принял постриг. Долгие годы его занятиями были молитва и иконопись.
В поисках тихой уединенной жизни он пришел в монастырь Всех святых на острове Калимнос в Греции. Большинство мужского населения там составляли ныряльщики, которые рисковали жизнью, погружаясь на дно за морскими губками. Многие мужчины становились инвалидами или погибали. Их семьи жили в постоянном страхе потерять кормильца и остаться без средств к существованию. За 22 года служения на острове святой Савва стал настоящим отцом для всех его жителей. До сих пор они называют своего заступника и покровителя «отец Савва». Многие старики помнят, как святой Савва раздавал милостыню, учил детей и просвещал народ, особенно он заботился о вдовах, сиротах и бедняках.
Святой Савва спал не более двух часов в день, сидя на стуле. Во время Второй мировой войны подвижник проводил целые ночи в молитвах за народ, а когда над монастырем пролетали вражеские самолеты, осенял их крестным знамением. Ради любви к ближним святой отказался от безмолвия. Он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы утешить людей, принимал исповедь часами, не оставлял пожертвования на ночь, а в тот же день все раздавал.
Перед кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, и преставился со словами: «Господь, Господь, Господь, Господь!»
Когда в 5-ю Неделю Великого Поста, выпавшую в 1957 году на 7 апреля, открыли могилу преподобного Саввы, вокруг нее распространилось чудесное благоухание, наполнившее всё кругом, вплоть до окраин города. У гроба святого произошли многочисленные чудеса, которые с тех пор не прекращаются.
Иконы Пресвятой Богородицы
«Благовещение» Киевская
Рассказ о самой древней иконе Благовещения на Руси слушайте на радио «Вера».
«Благовещение» Московская
Согласно преданию, икона была самописанной. Чудо было связано с оклеветанным воеводой, которого царь Иоанн Грозный посадил в тюрьму. Узник усердно молился, и ему явилась Божия Матерь с повелением просить царя о помиловании. Но воевода не решился. Тогда Богородица явилась ему второй раз. А стражники увидели на стене тюремной башни чудесную нерукотворную икону. Иоанн Грозный, узнав об этом чуде, освободил воеводу и приказал построить деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна возвела на этом месте храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала его внутренней частью. Образ был одним из самых почитаемых московских святынь.
Церковь была разрушена в 1932 году, икона утрачена.
Редакция журнала «Фома» поздравляем вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и желает радости воскресного дня в храме!