9 февраля — неделя о мытаре и фарисее
Великий пост, который в 2025 году начинается 3 марта, предваряется четырьмя подготовительными воскресеньями или, по-церковнославянски, Неделями. Их названия тесно связаны с темами евангельских отрывков, читаемых на воскресных богослужениях: это притчи, наполненные яркими образами и реалиями Древней Иудеи. Современникам Христа они были знакомы и понятны, однако для нас, людей иной эпохи, многое в притчах нуждается в разъяснении. Накануне Великого поста журнал «Фома» постарался как можно полнее раскрыть содержание евангельских притч.
1. Воскресное евангельское чтение
...Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:10—14).
2. Куда пришли и где молились мытарь и фарисей?
Ветхозаветная религия со времен пророка Моисея знала только одно место поклонения Единому Богу — Иерусалимский храм. Во время скитаний еврейского народа по пустыни его прототипом была скиния — большая походная палатка с примыкающим к ней двором. Вместо нее в X в. до Р. Х. царь Соломон построил в Иерусалиме каменное здание, которое неоднократно перестраивалось, но в целом сохраняло изначальную планировку скинии.

Во времена земной жизни Иисуса Христа храм достиг максимальных размеров и величия. К основному зданию примыкал внешний двор, доступный для всех, включая женщин, и внутренний двор, или двор священников, где совершались жертвоприношения. Передняя часть внутреннего двора называлась «двором Израиля», или «двором израильтян», там мужчины-иудеи могли оставаться для молитвы. Вероятно, именно здесь и происходит действие притчи о мытаре и фарисее. Также местом молитвы могли быть и многочисленные галереи с колоннами, располагавшиеся по периметру основных храмовых пространств.
3. Кто такие фарисеи?
«Фарисей» — слово греческое и передает еврейское понятие «перушим», то есть «отделенные». Так называли себя люди, полностью посвящавшие себя изучению закона Моисеева, толкованию Священного Писания и исполнению указанных там норм.
Движение фарисеев зародилось еще во времена возвращения евреев из вавилонского плена, но оформилось в религиозно-политическую группу уже после восстания Маккавеев, во II веке до Р. Х. Фарисеи сыграли очень важную роль в духовном возрождении Израиля. Своим благочестием они вдохновляли соплеменников и задавали тон всей общественной жизни иудеев.
4. О чем молился фарисей из притчи?
Герой евангельской притчи благодарил Бога за собственное благочестие. Он щепетильно исполнял все предписания закона и даже делал некоторые вещи сверх меры. Например, если в Ветхом Завете посты были исключительно однодневными и полагались всего лишь несколько раз в году, то фарисеи постились два раза в неделю, облачаясь в эти дни в обноски и полностью отказываясь от пищи и даже мытья рук.
Закон повелевал евреям отдавать десятую часть доходов и урожая Богу (на содержание храма и духовенства и на милостыню бедным). Фарисеи также выполняли это предписание, но делали это с дополнительной строгостью, распространяя практику даже на мелкие травы и создавая дополнительные правила.
5. Но в притче фарисей — скорее отрицательный персонаж. Почему?
Безупречное знание закона и огромное уважение людей сыграли с фарисеями злую шутку. Со временем они стали считать себя исключительными носителями и толкователями закона, относились к другим людям свысока и даже с некоторым пренебрежением, а их благочестие приобрело внешний, формальный характер.

Особо негативного отношения в глазах фарисеев заслуживали язычники и те иудеи, которые сознательно нарушали Божьи заповеди. К числу таких нарушителей фарисеи относили и так называемых мытарей.
6. А кто такие мытари?
Мытарями в Евангелии называются евреи-откупщики, которые собирали со своих соплеменников налоги в пользу Рима. Римляне давали мытарям полную свободу действий. Откупщики могли брать с людей любые деньги. В казну оккупанты забирали лишь фиксированную часть, остальные же суммы шли в карман мытарям. Это делало их одними из самых богатых людей в обществе, но в то же время порождало и отношение к ним как к изменникам и изгоям. Их презирали, их ненавидели, а общение с ними считалось грехом.
7. Почему мытарь пришел в храм?
Мытари оставались детьми своего народа. Далеко не каждый из них отрекался от веры отцов и отличался окаменевшим сердцем и черствой душой. Многие из них понимали греховность своего занятия, тем не менее не находили в себе мужества отказаться от него.

Глубину собственного падения осознавал и герой притчи. Он не мог позволить себе даже пройти чуть дальше входа во внутренний двор и боялся даже глянуть в сторону святилища. Мытарь лишь от всего сердца вопил к Богу о том, чтобы Тот Сам решил его духовные проблемы и Сам спас его.
8. О чем эта притча?
История о мытаре и фарисее отражает модели взаимоотношения Бога и человека.
Первая из них основана на убежденности в том, что внешняя праведность и формальное исполнение религиозных предписаний, а не внутренняя работа над собой служат гарантией спасения. О том, что эта убежденность — ложная, говорится в Евангелии. Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11:39), — отмечает Иисус Христос фарисею, который удивился, что Спаситель не умыл руки перед обедом.
Вторая модель — это приход к Богу через смирение, осознание подлинного положения вещей и покаяние, то есть всецелую перемену ума и сердца. Подлинное же покаяние невозможно без внутреннего пробуждения. О нем Господь говорит в другой Своей притче — о блудном сыне. Этой истории посвящена следующая подготовительная Неделя перед Великим постом.