Очень часто обстоятельства жизни писателей вдохновляют их на создание своих литературных шедевров. В истории случалось так, что этими обстоятельствами были различные эпидемии: холеры, гриппа, тифа и т.д. Однако эти болезни вызывали у авторов не творческий кризис, а наоборот, подстёгивали их воображение и фантазию. «Фома» отобрал 7 произведений русской литературы, которые своим существованием, сюжетными поворотами и образами во многом обязаны различным эпидемиям.

Николай Лесков,
«Несмертельный Голован»
(1880 год)

Автор повести «Левша» в своих текстах нередко описывал необычных, удивительных героев, русских праведников. Таков главный персонаж одного из самых блестящих лесковских рассказов — «Несмертельный голован».

В этом тексте Николай Лесков вспоминает о страшном голоде, разразившемся в Орловской губернии в 1840 году, вслед за которым между крестьянами стала свирепствовать очень опасная эпидемическая болезнь, которая представляет собой нечто среднее между сибирской язвой (которая «цвела» в сельских местностях России XIX века) и бубонной формой чумы.

Своего нового героя-праведника по имени Голован Лесков решает сделать «людским лекарем», смысл жизни которого состоит в помощи ближнему. Прозвище Голована «не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти».

Рассказу предпослан эпиграф из Послания апостола Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх». Этому принципу следует главный герой. «Несмертельный» значит смелый, бесстрашный человек, который идет на неверотяный риск: Голован «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки в лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери».

Антон Чехов,
«Скрипка Ротшильда»
(1892 год)

В 1892 году главный врач русской литературы Антон Чехов купил имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь его ждала активная медицинская практика: во время эпидемии холеры Чехов в должности санитарного врача безвозмездно обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь Давидова пустынь. В этом году писатель практически оставил литературную деятельность, однако именно тяжёлые условия борьбы с болезнями поспособствовали созданию одного из шедевров чеховской прозы — пронзительного рассказа «Скрипка Ротшильда», где главный герой под впечатлением от болезни и смерти жены решает пересмотреть всю свою жизнь. Также в редкое свободное от медицины время, Чехов, как он сам признавался, «читал или приводил в порядок свой громоздкий «Сахалин» — путевые записки, которые писатель вёл во время своего путешествия на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных.

Подробнее о «Скрипке Ротшильда» Чехова читайте в нашем материале: «Похороны, свадьбы и скрипка: трагическая история одного гробовщика»

Александр Куприн,
«Олеся»
(1898 год)

Писатель Александр Куприн много путешествовал, собирая материал для своих художественных текстов. В самом конце XIX века ему довелось побывать на Украине, где он услышал историю, которая легла в основу одного из его самых известных рассказов — «Олеся».

Это история о трагической любви героя, городского жителя, приехавшего некоторое время в деревню, к молодой колдунье из Полесья. В ней значительное место занимает описание «болотной лихорадки», то есть малярии, которой заболевает главный герой Иван.

В России конца XIX-начала ХХ века малярия была очень распространена в тех местах, где есть болота и выпадает много осадков. Рядом с болотом как раз и живёт героиня со своей бабушкой. Лихорадка же становится одним из значимых образов всего текста — метафорой болезненных, обречённых отношений между персонажами.

Мрачная «болотная» тема, которой были пропитаны полесские легенды и истории, вдохновила Куприна на ещё один рассказ — «Болото» (1902 год), где студент попадает в сторожку лесника, расположенную на болоте, и видит, в каких жутких условиях живёт здешняя семья. Зловещая топь, по Куприну, оказывается не только губительным местом и символом болезни («Кому нужно это жалкое, нечеловеческое прозябание? Какой смысл в болезнях и в смерти милых, ни в чем не повинных детей, у которых высасывает кровь уродливый болотный вампир?»), но также яркой метафорой жестокой и тяжёлой жизни, которой необходимы перемены к лучшему.

Александр Пушкин,
«Повести Белкина»
(1830 год)

В 1830 году в России свирепствовала холера, которая загнала Александра Пушкина в Болдино на целых три месяца. Однако это вынужденное сидение на карантине стало предельно продуктивным периодом в творческой биографии писателя.

За «болдинскую осень» Пушкину удаётся завершить своего «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии» (среди которых – «Пир во время чумы», отсылающий к Великой чуме в Лондоне во второй половине XVII века), а также написать гениальные «Повести Белкина».

В этом цикле повестей Пушкин экспериментирует с различными литературными жанрами и формами: здесь у него и романтическая история «Метель», и готическая повесть «Гробовщик», и реалистический «Выстрел», и водевильная «Барышня-крестьянка», и щемящий «Станционный смотритель», близкий к традициям сентиментализма. Также в Болдине Пушкин создаёт ряд лирических текстов, пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде» и начинает некоторые другие свои произведения.

Иван Тургенев,
«Отцы и дети»
(1862 год)

Трудно сейчас представить, каким ещё мог бы быть конец романа «Отцы и дети». Как известно, главный герой книги —  нигилист Евгений Базаров — умирает от пореза, полученного при вскрытии человека, умершего от тифа.

Эпидемии тифа были распространенным явлением в России и Европе в течение всего XIX века. Поэтому известная в литературоведении трактовка смерти Базарова как происшествия случайного и бессмысленного здесь вполне обусловлена. Однако она усложняется, если знать о сильной боязни автора романа — Ивана Тургенева — к заболеваниям. Поэт Яков Полонский передал целый монолог Тургенева о том, как прозаик был охвачен страхом к другой, но не менее страшной, эпидемии —  холере, которая также свирепствовала в XIX веке: «Мысль, что меня вот-вот захватит холера, ни на минуту не перестаёт меня сверлить, и что бы я ни думал, о чем бы ни говорил, как бы ни казался спокоен, в мозгу постоянно вертится: холера, холера, холера… Я, как сумасшедший, даже олицетворяю её; она мне представляется в виде какой-то гнилой, желто-зеленой, вонючей старухи. И я боюсь, боюсь, боюсь… И не странное ли дело, я боюсь не смерти, а именно болезни».

В этом смысле, «заражая» героя своим самым сильным страхом, Тургенев, скорее, констатировал не бессмысленность причины смерти Базарова, а еще ярче показал, как внезапно и ужасно может оборваться многообещающая жизнь человека.

Александр Грин,
«Золотая цепь»
(1925 год)

Сам Грин, автор повести-феерии «Алые паруса», очень боялся заразиться какой-нибудь опасной болезнью и остро переживал те моменты, когда мир сотрясали различные эпидемии. Нередко читателю сложно понять, в какой именно исторической эпохе происходит действие книг Грина. Однако в романе «Золотая цепь» можно заметить связь с реально произошедшими событиями в мировой истории: эпидемиями холеры и гриппа.

В книге Грина рассказывается о том, как молодой моряк в шторм решил помочь двум незнакомцам переправиться на остров во дворец одного богача. Тот в свою очередь пригласил смелого юнгу в гости и рассказал ему историю своей жизни. В конце произведения выясняется, что «в 1915 году эпидемия жёлтой лихорадки охватила весь полуостров и прилегающую к нему часть материка. Бедствие достигло грозной силы, каждый день умирало по пятьсот и более человек».

В 1915 году в Европе и России на самом деле свирепствовала эпидемия холеры, а чуть позже — особого гриппа-«испанки». У Грина дворец Золотой цепи, где происходит основное место действия, становится лазаретом, местом помощи, «где помещено множество эпидемиков».

Борис Пастернак,
«Доктор Живаго»
(1957 год)

В романе Пастернака на долю главного героя выпадает множество испытаний, но одно из них имеет очень важное значение для понимания смысла «Доктора Живаго». Юрий Живаго заболевает тифом, что становится косвенной причиной бегства его семьи на Урал, где он встретится с Ларой.

Однако важнее всего то, что болезнь героя заставляет его обратиться к самому себе, прислушаться и научиться чувствовать острее и искреннее, так как до болезни «всю жизнь он что-нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил...». Именно во время болезни у Живаго рождаются замыслы его религиозных стихотворений.

0
0
Сохранить
Поделиться: