5 вопросов о православных гимназистах

Регулярные реформы в системе образования, а также многочисленные претензии к  нравственному и образовательному уровню современных школ порой заставляют родителей искать альтернативы обычной государственной школе. Одна из таких альтернаив – православные гиназии, популярность которых все растет. С чем это связано, насколько полноценно «православное» образование, почему и здесь не обходится без проблем – на эти и другие вопросы «Фомы» отвечает  директор православной школы «Рождество» Валерия Шварц.

 

1. В православных школах учатся не только дети церковных родителей, есть дети и из нецерковных семей. Как Вы избегаете проблем? Ведь ребенку, которого раньше в храм не водили, теперь приходится молиться, соблюдать посты, посещать богослужения?

У нас, конечно, нет прибора по измерению духовного роста каждого отдельного ученика, но этот вопрос мы подробно проговариваем с родителями на стадии собеседования перед тем, как принять ребенка в школу. Мы подчеркиваем, что в православной школе все мы идем одним путем — при этом, само собой, каждый со своей скоростью и глубиной проникновения. Родители обычно с этим соглашаются. Однако если через какое-то время мы понимаем, что наш «договор» остался только на словах, что семья на самом деле отдала ребенка в православную школу только потому что там «плохому не научат», а разделять с нами наш путь не собирается — то мы просто прекращаем отношения  с этой семьей. Нельзя сеять в ребенке цинизм и ставить его в ситуацию, когда он должен где-то врать — либо у нас, либо дома.

2. Когда православные родители отдают детей в православную школу — это понятно. Но что же заставляет делать то же самое и нецерковных родителей?

Мне кажется, что существование таких школ, как наша, в значительной степени порождено родительским и всеобщим страхом перед тем злом, в которое ребенок может окунуться: наркотики, пьянство, растление и так далее. И родители просто ищут наиболее надежные стены, которые могут ребенка от всего этого уберечь, и считают, что это — стены православной школы. Вполне понятное и объяснимое чувство.

Что же касается православных родителей, то тут не все так просто. Во-первых, лично я не считаю, что православные школы — обязательный выбор для церковных родителей. Православие, да и вообще религиозная составляющая жизни человека — это дело семейное. В каком-то смысле главная «школа» тут — это именно семья. Школа же, где дают образование, должна быть в первую очередь просто качественным учебным заведением. А во-вторых, и православные родители иногда бывают очень недовольны той или иной православной школой. Некоторые считают, что школа, куда ходит их ребенок, — «недостаточно православная», и в ней, например, читают — о ужас! — книжки про Винни-Пуха и Муми-тролля. И такие родители забирают своих детей, чтобы те не подвергались «насильственному просветительству». Детей либо переводят в обычную школу, считая, что там по какой-то причине лучше, либо увозят из крупных городов туда, где находят заведения, более соответствующие своим представлениям.

3. Православные гимназии, как правило, имеют гуманитарный уклон. Почему? Ведь порой это ставит родителей перед сложным выбором: оставить ребенка с математическими склонностями учиться в любимой гимназии или перевести в светскую школу, но с техническим уклоном?

Для того, чтобы ребенок сумел воспринять какие-то духовные ценности, необходимо развить его душевные ценности. А душевный строй развивается музыкой, живописью, литературой – то есть, всем тем, что составляет гуманитарную сферу. Отсюда — гуманитарный уклон. Что делать родителям, которые желают образовывать детей математически? Отдавать в хорошую математическую школу. А духовно-нравственные задачи решать в кругу семьи.

4. Существует мнение, что выпускники православных школ оказываются неприспособленными к дальнейшей жизни. Так ли это?

Сейчас преждевременно делать выводы такого рода: для этого нет показательной статистики. Православные школы в России пока просто не успели выпустить достаточно количество людей, чтобы социологически это оценить. Полноценные выпускные классы в православных школах только-только появляются. Но по моим личным ощущениям, наши выпускники ничем принципиально не отличаются от своих сверстников, поскольку ведут совершенно открытый образ жизни. И нет никаких оснований полагать, что им трудно приспособиться в мире. Наоборот: они, получив православное воспитание, в большей степени защищены от всяких «растлительных вирусов», чем их сверстники. Это делает их более стойкими в очень непростой взрослой жизни, полной проблем и искушений.

5. Нередко случается, что дети, которые учатся в православных школах, к подростковому возрасту теряют интерес к Православию или даже демонстративно отвергают церковную жизнь. Почему так происходит?

Знаете, в нашей профессиональной среде выработался специальный термин: «дети верующих родителей». Они составляют совершенно отдельную группу, с которой каждый священник выстраивает взаимодействие так, как считает возможным, но совершенно особым образом. Это первое поколение детей, которых родители привели в храм после безбожного периода. Это дети, родители которых искренне обрели веру, но сами дети по существу ничего о Православии не знают. Им в их 14 лет приходится заново рассказывать, что такое православная вера. Родители приучили детей регулярно бывать в храме, но подчас не смогли объяснить им ничего об отношениях человека и Бога. Поэтому внешнюю обрядовую часть церковной жизни дети восприняли, но личным, внутренним духовным опытом это подкреплено далеко не всегда. Вот и получается, что дети, которых в детстве водили в церковь, отторгаются от храма, ведь хождение храм для них стал чем-то очень слишком привычным. А подросткам в принципе свойственно что-то отвергать, и отвергают они как раз самое близкое и родное — родителей, а вместе с ними и храм, который прочно с родителями ассоциируется.

 Фото Анастасии Пассовой

На анонсе фрагмент фото Evgeniy Roginskiy

0
0
Сохранить
Поделиться: