Ваш ребенок мечтает “стать артистом”? Он все время “в образе” и ролевые игры – его любимое занятие? Или наоборот: он стеснителен и с трудом может рассказать о чем-то важном для себя? Попробуйте научить его играть в особые, театральные игры. Конечно, в реальности актерами станет меньшинство. Но игра многому учит.
Мне довелось много лет проработать руководителем детских театральных групп, и я хотела бы рассказать об играх, в которые можно поиграть не только педагогу с юными актерами, но и родителям со своими детьми (или даже с одним единственным ребенком).
1. «Три предмета»
Поначалу «вести» игру и давать задание детям должен обязательно взрослый. Вы называете ребенку (или нескольким детям) три предмета, желательно не связанных напрямую между собой. К примеру, «книга», «банка с вареньем» и «телефон». Ребенок должен придумать историю, в которой все три предмета будут задействованы так, чтобы «без них ничего бы не получилось». Например: девочка приходит в комнату и видит, что на верхней полке шкафа стоит банка с вареньем. Девочке очень хочется достать банку, она подтягивает к шкафу стул, становится на него, но ей все равно не достать банку, тогда она берет стопку книг, кладет их на стул, взбирается на книги и тянется к варенью. И когда она достала до банки, только-только взяла ее в руки, вдруг раздается звонок телефона, девочка от неожиданности вздрагивает, книги «уходят из-под ног», она роняет банку, та падает и разбивается.
Родитель (или любой взрослый, который будет играть в такую игру с детьми) должен привести подобный пример детям, объяснить, что действие должно быть непрерывным, то есть, нельзя сказать «девочка пришла в комнату, легла поспать, а потом прошло три часа, она проснулась и захотела варенья». также наша выдуманная девочка не может выйти из комнаты и потом вернуться в нее. Действие таких игр всегда происходит непрерывно и на наших глазах. Если вы играете с несколькими детьми, то можно давать им как одни и те же, так и разные предметы. Но всегда хорошо поначалу придумывать ситуации совместно с ребенком, пока он не научится делать это сам. Если у вас много играющих одновременно (гости пришли к вашему ребенку, например), то можно поделить игроков на две команды и пусть обсуждают задумку между собой.
Что нужно помнить — предметы, которые вы задали ребенку, должны быть «незаменимыми», то есть если уж вы предложили «телефон», то по сюжету должен быть нужен именно телефон.
Научившись играть в эту игру, дети могут сами задавать предметы вам или друг другу. Чем смешнее они будут, тем лучше для игры. Ну и, конечно, придумав и обсудив ситуацию, надо предложить ребенку «проиграть» ее как артисту на сцене. Конечно, роль банки с вареньем можно при этом «поручить сыграть» мягкой игрушке, чтобы не заметать осколки, рискуя порезаться. Дети постарше любят так же игру с воображаемым предметом, то есть банки и книг может и вовсе не быть, а если вместо звонка телефона в нужный момент взрослый истошно завопит «динь-динь!» дети, поверьте, будут в восторге.
2. «Пословицы и поговорки»
Смысл сходный — вы даете ребенку придумать и описать вам ситуацию, вот только в ней не будут задействованы три задуманные вами предмета, нет, теперь ребенок получает от вас пословицу и должен придумать историю, которую можно было бы озаглавить этой поговоркой.
Озвучьте ребенку любую пословицу, к примеру, «баба с возу — кобыле легче». Прежде всего надо убедиться, что ребенок понимает смысл поговорки, подсказать правильное объяснение. Когда вы будете уверены, что смысл понятен, предложите ему ситуацию, например: дело происходит в парке, на скамейке сидит мальчик и чего-то ждет. Он посматривает на часы, встает, ходит, садится опять. В какой-то момент у него звонит телефон, это его приятель, который приглашает его зайти в гости, чтобы поиграть в настольную игру. «Не могу! — отвечает наш мальчик, — я договорился встретиться кое с кем, вот, жду». Мальчик ждет дальше, пытается позвонить по телефону, но на том конце трубку не берут. По мальчику уже видно, что он сердится, хотел бы пойти играть к приятелю, но он же договорился… И тут ему приходит смс, он читает ее и радостно перезванивает приятелю: «Витька, ура! Светка не придет, у нее вообще телефон разрядился, она с маминого смс прислала, они с мамой в магазин ушли, я к тебе бегу!» И с этими словами мальчик убегает.
Конечно, это очень прямое, почти дословное обыгрывание поговорки, но начинать лучше с таких простых. Со временем ваши дети придумают гораздо более сложные истории. Ваша же задача на первом этапе помочь ребятам придумывать ситуации реальные, которые могли бы происходить «на самом деле». Волшебные палочки — это из другой игры.
Опять же, после придумывания и обсуждения (не стесняйтесь и подсказывать в процессе обсуждения смешные ходы), пусть ребенок сыграет сценку как артист.
Если детей несколько, то можно придумывать истории, в которых несколько действующих лиц.
3. «Время и место»
Для этой игры вы определяете время и место, где происходит действие. И снова чем смешнее, тем лучше. «Школьный кабинет английского языка, два часа ночи» или «Зоопарк, перед клеткой с тигром, пять утра, воскресенье». Дети со смехом будут придумывать, что и почему может там происходить.
Все остальные условия те же, что и в первых двух играх: непрерывность действия во времени и пространстве, более или менее возможная реальность происходящего. Эта игра будет веселее, если в ней участвует несколько человек, взаимодействующих друг с другом. Желательно придумывать что-то смешное, но не обязательно, конечно. Главное, чтобы дети вживались в придуманные роли. Кстати, «героями» могут быть и не дети, пусть ребята пробуют играть взрослых: например, дворника, подметающего дорожки в зоопарке. Или служительницу, которая забыла с вечера покормить тигра и в пять утра принесла ему котлетку, но встретила, вот ужас, около клетки директора зоопарка.
Дети с удовольствием вступают в диалоги, играя таких персонажей.
4. «Ощущения»
Эта игра очень простая, но дети ее любят. Чем-то она слегка походит на предыдущую: вы задаете ребенку время и место действия. Вот только это будет, например, огород на даче. Ребенок должен собрать с грядок воображаемые клубнику или морковь так, чтобы вам стало ясно, что именно он собирает (поливает, пропалывает). Если играют несколько ребят, то один показывает, а остальные должны угадать, выдергивает он свеклу или собирает малину. Не забудьте, что в руках он должен иметь воображаемое ведерко или корзинку, которую нельзя уронить, которая занимает руки, если ее вовремя не поставить на землю, и так далее. Если детей несколько, то зрители могут после окончания «показа» сами сказать, какие ошибки они заметили у «артиста». Не забывайте только, что сперва надо похвалить ребенка, а замечания делать всегда корректно.
Можно заменить огород на лес, а собирать малину, грибы или чернику.
Не забывайте также, что «на природе» разная погода. Пусть юные актеры ведут себя так, словно им то жарко, то холодно, то вдруг пошел дождь, раздался гром и так далее. Эти вводные дети могут отыгрывать сами, а можете и вы, взрослые, давать их ребятам по ходу игры.
5. «Суд»
По телевидению частенько показывают игровые судебные шоу. Многие дети их видели и имеют некоторое представление о том, как происходят суды, пусть и ненастоящие.
В нашем случае суд будет тоже не настоящим, но гораздо более веселым. Берем за основу басню, для начала, желательно, всем известную, например «Волк и ягненок». Детей надо ознакомить с текстом (напомнить тем, кто вдруг не читал эту басню раньше).
Потом распределяем роли. Сразу оговорюсь — роль судьи лучше взять на себя взрослому «артисту», поскольку судья «рулит» процессом и должен быстро ориентироваться, задавая нужные вопросы. Кроме судьи нам нужны будут адвокат и обвинитель, это тоже могут быть взрослые или дети постарше, готовые к импровизации. Есть у нас и обвиняемый, это Волк, который, собственно, «в темный лес уволок» несчастного Ягненка. В басне не сказано, не присутствовал ли кто-нибудь при разговоре Волка с Ягненком, но нам никто не мешает придумать свидетелей, распределив роли между ребятами (если детей немного, то каждый может играть по несколько ролей). Разговор могла слышать Сорока, которая потом и разнесла по всему лесу весть о случившемся. Свидетелем мог быть слепой Крот, Белка, озабоченная в основном поисками орехов, чтобы сделать запасы на зиму, Заяц, который ненавидит Волка, потому что какой-то Волк сорок лет назад укусил его прадедушку за ухо, и так далее. Всех их надо поделить на свидетелей со стороны защиты и свидетелей со стороны обвинения, допрашивать их будут по очереди адвокат Волка и обвинитель.
Вполне вероятно, дело можно будет в результате вывернуть так, что Волк окажется вовсе не виноват ни в чем, к примеру он работает в лесу санитаром, узнал, что вода в речке загрязнена ядовитыми отходами, которые слил туда местный завод, и решил Волк-санитар спасти Ягненка. Уволок в темный лес и долго лечил в лесной клинике. И скоро Ягненок выпишется совсем здоровым. А почему Волк так грубо разговаривал с Ягненком? Да потому, к примеру, что знал — под каждым кустом свидетели, и не хотел в их глазах выглядеть «добреньким», волк же все-таки, а не курица-наседка.
Эта игра очень нравится детям, играть в нее могут одновременно как три человека (изображая персонажей по очереди), так и пятнадцать юных и взрослых «артистов», распределив роли между собой.
Адвокат и обвинитель в такой ситуации собирают свои «команды» и подробно обсуждают с ними, что именно будут говорить «лисичка-медсестричка» или «крот, который все слышал, но ничего не видел», обговаривают характеры персонажей.
В такую игру можно играть полтора часа подряд, и никому она не надоест, если «Ваша Честь» — взрослый «судья» — будет умело вести заседание, поддерживая нужный темп и задавая правильные вопросы.
В конце, конечно, прозвучит справедливый приговор: подсудимого оправдать, завод, испортивший воду в речке, закрыть, Волку вынести благодарность за спасение Ягненка.
* * *
Все эти театрализованные игры очень важны для развития воображения у детей, умения брать на себя различные роли, действовать в предлагаемых ребенку обстоятельствах. Кроме того, в них просто очень весело играть.