Вот уже десять лет я занимаюсь образовательным проектом «Праздник науки». Главная его цель — показать школьникам, что быть эрудированным и интересоваться тем, как устроен мир с научной точки зрения, это весело и увлекательно. Для детей я устраивал математические кружки, лаборатории интеллектуальных игр, тематические смены летних лагерей.
И, конечно же, не обходился без игр. Как и всякий скучный взрослый, я люблю, когда игра чему-то да учит. Особенно если ты и не догадываешься, что тебе что-то объясняют.
Сейчас я расскажу о нескольких подвижных играх для детей 6-12 лет, развивающих наблюдательность, память, внимание и навыки общения. Вы можете играть в них на даче, в парке и на прогулке в лесу.
1. Фрисби
Любые подвижные игры прекрасно тренируют внимание. Ситуация постоянно меняется, и даже окружение. Мозгу не до скуки. Яркость и разнообразие впечатлений — залог для концентрации внимания. Проверить легко от противного. Отвечайте быстро: что течет, если порезать палец? Что бежит по венам? Какого цвета кровь? На какой цвет мы переходим дорогу? Ошиблись с последним? Зацикленный на «красном» наш мозг проявил инертность.
Но когда вокруг тебя всё в движении — и игроки, и снаряд, мозгу не до ленивого отдыха. Одна из наших любимых летних игр — сильно упрощенный «Алтимат» (он же «Алтимат-фрисби»). Играют двумя командами от двух человек в каждой. Задача «забить гол» — сделать пас летающей тарелкой в зону «ворот» противника, куда должен забежать ваш напарник.
Важно: когда диск у вас в руках, то вы не двигаетесь; по полю тарелка перемещается только пасами. Игрокам нельзя вырывать или выбивать диск из рук противника. Вообще, контакт запрещен.
Но пытаться перехватить, сбить в полете или просто загородить — можно. Тарелку можно потерять: вы сделали пас, но его не взяли; тарелку в полете перехватил соперник или сбил; тарелка вылетела за игровое поле. Тогда снаряд переходит в руки команды противника. Противник начинает пасовать с позиции, где тарелка была потеряна. Когда освоитесь с облегченной версией, найдите в интернете полные правила.
Важно: играйте на мягком покрытии. Оптимально, если в команде от 3-4 человек. Игра динамичная, поэтому играйте короткими раундами по 3-5 минут, с обязательной передышкой.
Продолжительность: 4-5 раундов с обязательным отдыхом в 2-3 минуты между ними.
2. Минное поле
Для этой игры нарисуйте мелом поле из клеточек. Кстати, иногда подходит даже плиточное покрытие. Мы же использовали и малярный скотч, и даже натягивали веревочки между колышками, когда играли на стоянке в походе.
Это минное поле. Любой неосторожный шаг приведет к взрыву. Безопасный маршрут знает только ведущий. Дети проходят поле по одному, остальные ждут в очереди. Если участник наступил на «мину», ведущий сообщает, что он взорвался. Участник должен вернуться к началу или встать в конец очереди играющих.
Для усиления эффекта можно вывести с любого динамика, да хоть со смартфона, звук взрыва. Так, методом проб и ошибок, вся команда найдет безопасный маршрут. И когда последний игрок без проблем минует поле — засчитывается победа. В этой игре ведущий может почувствовать себя «плохим полицейским» — строго следите за всеми правилами: соблюдать тишину, никто не заступил на поле; захочется «пожестить» — сообщите, что из-за бурных аплодисментов первому, кто справился с маршрутом (а они всегда бывают!) мины сдетонировали и триумфатору придется вернуться в хвост очереди.
Важно: делать отметки прямо на поле или зарисовки нельзя. Надейтесь только на свою память.
Эта игра стабильно вызывает взрывоопасные эмоции, поэтому мы усложняем тем, что запрещаем участникам разговаривать. Ведь бомбы реагируют даже на малейший шум. Придумывание жестовой коммуникации вызывает у детей отдельный восторг.
Продолжительность: 15-20 минут. Мы обычно даем «Минное поле» в комплекте мини-игр на командообразование. Каждая из которых направлена не на скорость выполнения, а на слаженную работу. Поэтому очень много зависит от игроков. Иногда «Поле» проходится влет, а иногда затягивается надолго. В таких играх очень важна рефлексия после завершения — потратьте минуту-другую на то, чтобы ребята обсудили, что им помогло выиграть, а что, наоборот, мешало. Такое обсуждение — самая важная часть игры.
3. Карта сокровищ
Почти каждое лето я работаю с детьми в лагерях. Одна из первых задач — адаптироваться на месте. Гораздо проще не потеряться, когда ты изучил территорию вокруг себя. Для этого мы делим детей на команды (но, на самом деле играть можно даже вдвоем и в знакомой обстановке, например, на даче) и выдаем по сундучку со вкусными сокровищами.
Задача каждой команды, вместе со взрослым, исследовать местность, выбрать место для клада, спрятать сундучок, а после составить карту. Причем, составляя карту, надо выдержать баланс между очевидностью и всякими загадками. Когда карты составлены — команды обмениваются ими и ищут чужие сокровища.
Благодаря комплексу из разнообразной деятельности — пройти местность своими ногами, зарисовать, придумать загадку — обстановка запоминается гораздо сильнее. Этот принцип универсальный — чем больше тактик запоминания вы задействуете, например, не просто записываете конспект, но и рисуете к нему иллюстрации, тем прочнее информация закрепляется в памяти.
Важно: Азарт — это хорошо, но предостерегайте детей от желания спрятать сундук в опасное место. На дерево, в конуру к собаке и так далее. Размер территории может быть любым, мы играли в эту игру как на небольшой поляне, так и на территории огромного лагеря со множеством строений. Здесь важно, чтобы с каждой командой был взрослый, а карта была достаточно точной. Заодно можно рассказать, как рисуются настоящие карты, ориентируются по сторонам света... В максимальной «комплектации» игра у нас превращалась в настоящее ориентирование с компасами.
Продолжительность: 30-60 минут.
4. Что пропало?
В одном старом шпионском фильме была сцена — герой тренировал память подростка, убирая тот или иной предмет из комнаты. Давайте так и назовем игру: «Что пропало?»
Выбираются два участника. Один становится «манекеном». Ему придумывают позу. Дают в руки или засовывают в карманы разные предметы. Второй участник держит глаза закрытыми (или, если есть возможность, находится в это время за дверью). Когда «манекен» готов, второму разрешают открыть глаза (или, соответственно, войти). Он смотрит в течение 30 секунд и снова закрывает глаза (либо выходит). Теперь «манекен» немного меняет позу, что-то берет в руку, снимает шейный платок или, наоборот, надевает кепку. Теперь задача того, кто не видел, назвать вслух все изменения. Взрослые контролируют процесс и при необходимости комментируют. После этого дети меняются ролями, кто изображал «манекена», тот будет наблюдать, а бывший наблюдатель становится «манекеном».
Детям в такой игре даже больше нравится роль «манекена», чем «наблюдателя» — в том случае, если «манекен», в контакте со взрослым, придумывает и исходную ситуацию, и ее изменения.
Если детей больше двух — то и «манекенов», и «наблюдателей» может быть несколько. В этом случае между «наблюдателями» возникает соревнование — кто больше отличий заметит.
Важно: изменения должны быть небольшими. Например, если «манекен» стоял, уперев правую руку в бок, то после изменений он упирает левую. Если он держал в руке красный мяч, то теперь держит зеленый. Если был в тапочках, то теперь — в кроссовках. Но если он стоял на стуле, а теперь лежит на полу, если он был в пальто, а теперь в майке, если держал игрушечный автомат и изображал стрельбу, а теперь нюхает цветочек — такие изменения не годятся, они слишком явные.
Продолжительность: Эту игру хорошо давать, как разминку или паузу в занятиях, поэтому 5-10 минут.
5. Шандер-мандер-Александер
Старая дворовая игра «Шандер-мандер» помогает быстро познакомиться большой компании детей. На земле отмечается база. Это может быть какой-то рисунок на асфальте, меловой круг, короче любой небольшой пятачок. Игроки становятся на пятачке в круг. Во́да из центра подкидывает мяч с криком «Шандер», в этот же момент все разбегаются. Во́да подкидывает во второй раз с криком «Мандер», и тут же в третий, выкрикивая имя любого из игроков. Допустим, «Соня». Как только произнесено имя, все замирают. Задача во́ды — выбить мячом означенную жертву («Соню»). У него есть право сделать три больших шага по направлению к ней. Как только водящий кидает мяч, все снова могут двигаться и бегут на базу. Ведь если он выбил названного игрока, то игрок становится новым во́дой, но может осалить мячом того, кто не успел вернуться на базу.
Стать во́дой стоит одно штрафное очко. Как только кто-либо накапливает три очка, остальные придумывают ему необидное прозвище. Допустим, был Дима, стал «Фиксик». Теперь все игроки должны обращаться к нему по прозвищу. Но если кто-либо забудет (обычно это очередной во́да) и назовет его истинным именем, то прозвище переходит к тому, кто ошибся. Через несколько раундов в разговорах наступает смешная мешанина из имен и прозвищ. Но зато все хорошо запоминают, кого и как зовут.
Продолжительность: 20-30 минут. По опыту — дети с удовольствием заигрываются и до часа.