Около полумиллиона человек посетили прошлогоднюю выставку художника Валентина Серова в Третьяковской галерее. Экспозиция вызвала небывалый для отечественного музейного сообщества ажиотаж, побив все рекорды посещаемости. Летом этого года в галерее открылась выставка Ивана Айвазовского. 350 тысяч человек уже ее посетили. Кто еще достоин такого же внимания со стороны зрителей? "Фома" попросил заслуженного художника России Ивана Глазунова составить свой список художников - кандидатов на повышенное внимание публики.
-
Симон Ушаков
Иконопись, конечно, — немножко другой вид искусства, можно сказать, более высокий, чем живопись. И все же под номером один мне хотелось бы упомянуть иконописца XVII века Симона Ушакова.
Недавно в Третьяковской галерее была грандиозная выставка Ушакова, где были собраны все его работы. И хотя эту экспозицию посетило много людей, мне все-таки очень жаль, что она не была разрекламирована так же, как выставка Валентина Серова, о которой знал, наверное, каждый. Симон Ушаков — это наше великое наследие. Конечно, есть и иконописец Дионисий, и Андрей Рублев, но до нас дошло не так много их работ, и поэтому их экспозицию организовать довольно сложно.
Неизвестно, когда такая выставка повторится, но я считаю, что это надо видеть обязательно.
-
Михаил Нестеров
Каждая картина Нестерова — шедевр. Но лично для меня «На Руси. Душа народа» — такая картина, которую я видел уже, наверное, сотню раз, но все равно всегда останавливаюсь перед ней, сажусь на банкетку и долго-долго на нее смотрю. Эту картину можно назвать его тематическим и живописным завещанием. Нестеров написал ее перед самой революцией и создал на ней художественный образ той России, которую мы очень скоро потеряли и которой теперь уже нет в нашей привычной среде.
Нестеров — не прямой последователь русской академической школы, он еще и новатор в живописи. Как и многие художники его времени, он увлекался древнерусским искусством — и вместе с тем искал разные ходы по преломлению традиции. Его работы — это плод двухсот лет русской школы, шагнувшей в новое время, в XX век.
-
Борис Кустодиев
Очень незаурядный, интересный художник, тоже сохранивший в своих работах обаяние дореволюционной России. Его картины — как миражи о России, выполненные то с легкой (но всегда доброй) сатирой, то с легкой печалью. По его работам мы можем ясно представить будни и праздники той России. Его московские улицы, его типаж русской женской красоты – это все не надуманное, а очень остро им подмеченное и выхваченное из жизни.
У Кустодиева непростая судьба: его мучила болезнь позвоночника, и последние свои работы он писал практически лежа — это была его борьба за возможность творить. И я все время удивляюсь, сколько легкости, радости и любви к людям он вложил в свои картины.
-
Михаил Врубель
Врубель писал, что призвание художника — будить современников величественными образами духа. И это не просто красивый оборот речи, это очень сильная задача для художника, которую Врубель исполнял в каждом своем произведении.
В каждой его картине есть какой-то нерв, и их можно рассматривать, наверное, всю жизнь — так много в них вложено.
Из-за цикла произведений Врубеля на тему лермонтовского «Демона» многие говорили и говорят о доле демонической эстетики в его творчестве. Лично я не разделяю этих взглядов. Для меня Врубель — невероятно талантливый художник с абсолютным чувством красоты.
Врубель — человек, который жил искусством. Он не заботился о каких-то насущных потребностях и жил всегда на копейки, потому что не умел торговаться, и деньги у него как появлялись, так и заканчивались.
Это художник, особняком стоящий в мире искусства. Его творчество не назовешь ни декадансом, ни русским модерном, хотя под все эти определения он вроде бы и подходит. Вместе с тем он больше, чем представитель того или иного направления.
-
Василий Суриков
Сурикова трудно сравнить с другими художниками-современниками, хотя в то время было множество виртуозных художников и на Западе, и в России. Еще с тех лет, когда я начал осмысленно смотреть монографии художников, меня удивляло, что Сурикову, при каких-то незначительных подготовительных набросках, иногда даже очень слабых портретах и этюдах, всегда удавалось выйти на какой-то грандиозный образ в большой картине.
Мне кажется, что на Сурикова, в общем-то не одаренного ни виртуозностью живописца, ни тонкостью художников, которые творили в его время, сходило какое-то озарение. В его картинах есть тот же нерв, что и у русских композиторов, его талант — симфонический, он писал картины-симфонии.
Это художник, который донес до нас свое понимание очень важных исторических событий. Его картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» — живые иллюстрации, которые сразу всплывают в памяти при упоминании об эпохах церковного раскола и царствования Петра I. Его картины — наше большое достояние, их знает каждый школьник.
Конечно, пьедестал выдающихся художников на этом не заканчивается. Их гораздо больше, чем пять или даже десять человек, и невозможно не упомянуть о Васнецове, Левитане, Коровине, Головине, Бенуа, Добужинском и многих других. Это такие имена, которые создали атмосферу живописного искусства в России. В их творениях есть то, чего очень не хватает в искусстве сейчас, и я думаю, что выставки этих художников будут обречены на не менее длинные очереди, чем очередь к Валентину Серову.
Фото Сергея Бобылева/ТАСС