глазунов иванОколо полумиллиона человек посетили прошлогоднюю выставку художника Валентина Серова в Третьяковской галерее. Экспозиция вызвала небывалый для отечественного музейного сообщества ажиотаж, побив все рекорды посещаемости. Летом этого года в галерее открылась выставка Ивана Айвазовского350 тысяч человек уже ее посетили. Кто еще достоин такого же внимания со стороны зрителей? "Фома" попросил заслуженного художника России Ивана Глазунова составить свой список художников - кандидатов на повышенное внимание публики.

  1. Симон Ушаков

Гимн Ушаков, "Христос — Великий Архиерей". 1658
Симон Ушаков, "Христос — Великий Архиерей". 1658

Иконопись, конечно, — немножко другой вид искусства, можно сказать, более высокий, чем живопись. И все же под номером один мне хотелось бы упомянуть иконописца XVII века Симона Ушакова.

Недавно в Третьяковской галерее была грандиозная выставка Ушакова, где были собраны все его работы. И хотя эту экспозицию посетило много людей, мне все-таки очень жаль, что она не была разрекламирована так же, как выставка Валентина Серова, о которой знал, наверное, каждый. Симон Ушаков — это наше великое наследие. Конечно, есть и иконописец Дионисий, и Андрей Рублев, но до нас дошло не так много их работ, и поэтому их экспозицию организовать довольно сложно.

Неизвестно, когда такая выставка повторится, но я считаю, что это надо видеть обязательно.

  1. Михаил Нестеров

Михаил Нестеров, "На Руси. Душа народа", 1914—1916
Михаил Нестеров, "На Руси. Душа народа", 1914—1916

Каждая картина Нестерова — шедевр. Но лично для меня «На Руси. Душа народа» — такая картина, которую я видел уже, наверное, сотню раз, но все равно всегда останавливаюсь перед ней, сажусь на банкетку и долго-долго на нее смотрю. Эту картину можно назвать его тематическим и живописным завещанием. Нестеров написал ее перед самой революцией и создал на ней художественный образ той России, которую мы очень скоро потеряли и которой теперь уже нет в нашей привычной среде.

Нестеров — не прямой последователь русской академической школы, он еще и новатор в живописи. Как и многие художники его времени, он увлекался древнерусским искусством — и вместе с тем искал разные ходы по преломлению традиции. Его работы — это плод двухсот лет русской школы, шагнувшей в новое время, в XX век.

  1. Борис Кустодиев

Борис Кустодиев. "Масленица", 1903.
Борис Кустодиев. "Масленица", 1903.

Очень незаурядный, интересный художник, тоже сохранивший в своих работах обаяние дореволюционной России. Его картины — как миражи о России, выполненные то с легкой (но всегда доброй) сатирой, то с легкой печалью. По его работам мы можем ясно представить будни и праздники той России. Его московские улицы, его типаж русской женской красоты – это все не надуманное, а очень остро им подмеченное и выхваченное из жизни.

У Кустодиева непростая судьба: его мучила болезнь позвоночника, и последние свои работы он писал практически лежа — это была его борьба за возможность творить. И я все время удивляюсь, сколько легкости, радости и любви к людям он вложил в свои картины.

  1. Михаил Врубель

    vrubel-demon-sidya-700x380
    Михаил Врубель, "Демон сидящий". 1890

Врубель писал, что призвание художника — будить современников величественными образами духа. И это не просто красивый оборот речи, это очень сильная задача для художника, которую Врубель исполнял в каждом своем произведении.

В каждой его картине есть какой-то нерв, и их можно рассматривать, наверное, всю жизнь — так много в них вложено.

Из-за цикла произведений Врубеля на тему лермонтовского «Демона» многие говорили и говорят о доле демонической эстетики в его творчестве. Лично я не разделяю этих взглядов. Для меня Врубель — невероятно талантливый художник с абсолютным чувством красоты.

Врубель — человек, который жил искусством. Он не заботился о каких-то насущных потребностях и жил всегда на копейки, потому что не умел торговаться, и деньги у него как появлялись, так и заканчивались.

Это художник, особняком стоящий в мире искусства. Его творчество не назовешь ни декадансом, ни русским модерном, хотя под все эти определения он вроде бы и подходит. Вместе с тем он больше, чем представитель того или иного направления.

  1. Василий Суриков

    Василий Суриков, "Утро стрелецкой казни", 1881
    Василий Суриков, "Утро стрелецкой казни", 1881

Сурикова трудно сравнить с другими художниками-современниками, хотя в то время было множество виртуозных художников и на Западе, и в России. Еще с тех лет, когда я начал осмысленно смотреть монографии художников, меня удивляло, что Сурикову, при каких-то незначительных подготовительных набросках, иногда даже очень слабых портретах и этюдах, всегда удавалось выйти на какой-то грандиозный образ в большой картине.

Мне кажется, что на Сурикова, в общем-то не одаренного ни виртуозностью живописца, ни тонкостью художников, которые творили в его время, сходило какое-то озарение. В его картинах есть тот же нерв, что и у русских композиторов, его талант — симфонический, он писал картины-симфонии.

Это художник, который донес до нас свое понимание очень важных исторических событий. Его картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» — живые иллюстрации, которые сразу всплывают в памяти при упоминании об эпохах церковного раскола и царствования Петра I. Его картины — наше большое достояние, их знает каждый школьник.

Конечно, пьедестал выдающихся художников на этом не заканчивается. Их гораздо больше, чем пять или даже десять человек, и невозможно не упомянуть о Васнецове, Левитане, Коровине, Головине, Бенуа, Добужинском и многих других. Это такие имена, которые создали атмосферу живописного искусства в России. В их творениях есть то, чего очень не хватает в искусстве сейчас, и я думаю, что выставки этих художников будут обречены на не менее длинные очереди, чем очередь к Валентину Серову.

 

Фото Сергея Бобылева/ТАСС

0
0
Сохранить
Поделиться: