В воскресенье в Третьяковской галерее завершилась выставка художника Валентина Серова.
Экспозиция вызвала большой ажиотаж среди посетителей: последние дни работы выставки ознаменовались многочасовыми очередями – в связи с этим день закрытия выставки дважды переносился, а накануне закрытия была проведена акция «Ночь Серова», когда кассы работали «до последнего посетителя».
За три месяца (с 7 октября по 31 января) выставку посетили около полумиллиона человек: пресс-служба Третьяковской галереи сообщает, что это небывалый рекорд для галереи и для отечественного музейного сообщества в целом.
Заслуженный художник России Иван Глазунов рассказал «Фоме», чем, с его точки зрения, вызван такой большой интерес россиян к творчеству Серова:
– Конечно, ажиотаж был создан, в том числе, и большим вниманием к выставке средств массовой информации, и прецедентами, которые постоянно были у всех на слуху. Но это лишь постфактум того, что уже люди идут. Я думаю, что, в первую очередь, большое скопление людей вызванотем, что сегодня очень мало выставок, от которых веет чистым воздухом искусства. А сейчас в условиях кризиса, когда все кругом политизировано, когда везде слышатся разговоры про деньги, выставка Серова – как глоток свежего воздуха. Серов, как яркий представитель дореволюционной России, сумел донести до нас обаяние той эпохи, красоту, вечные ценности русской истории. От таких выставок веет чем-то чистым. Туда можно пойти, не боясь никаких провокаций, с детьми, на этом можно воспитываться. Поэтому сегодня подобные выставки очень актуальны и очень нужны людям.
Длинные очереди к картинам Серова вызвали в обществе насмешливые сравнения с очередью за колбасой в советские времена, с очередью к святыням, и т.д.
– Многие СМИ, – считает Иван Глазунов, – хотят навязать представление о том, что в очередях – к святыням ли, к Серову – выстраивается какая-то безликая и бездумная масса людей. Я очень не люблю, когда про людей говорят в общем: толпа, масса – мне это кажется глумлением над человеком. Ведь очередь состоит из конкретных людей, у каждого из которых есть своя душа, своя вера, каждый за чем-то сюда пришел.
Кстати, неслучайно очередь к Серову сравнивают с очередью к святыням – хотя понятно, что сделать так могли лишь те люди, которые далеки от веры иот Церкви. Но когда человек способен несколько часов простоять для того, чтобы прикоснуться к искусству, или десять часов простоять на морозе, чтобы приложиться к поясу Богородицы – это несравнимо с очередью за колбасой или с каким-то массовым психозом,это тяготение другого порядка. Длинные очереди к Серову показывают, что люди хотят видеть живое искусство. И в этом смысле, конечно, можно сравнить их и с очередями к святыням. Это все где-то рядом, это такие высокие понятия, которые духовно окормляют человека. И, слава Богу, что такое тяготение у людей есть.
Фото Сергея Бобылева/ТАСС