5 главных открытий о детях: ко дню рождения психолога и педагога Л. С. Выготского

«Моцарт психологии» — так называют Выготского за неоценимый вклад в науку. Несмотря на короткую жизнь — ученый прожил всего 37 лет, — он написал свыше 200 трудов, которые до сих пор остаются ориентиром для психологов, педагогов и родителей всего мира.

«Он лучший из людей, с которыми случалось мне сходиться»: Лев Выготский, ученый, перевернувший детскую психологию

Будущий психолог мог стать врачом или юристом. На эти направления Выготский поступал по настоянию отца. Но выбрал и окончил историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Там Лев Семенович соприкоснулся с самыми интересными для себя сферами: литературой, педагогикой и психологией.

После выпуска Выготский преподавал литературу в Гомеле, а параллельно изучал психологию. В 1924 году никому не известный молодой ученый приехал в Ленинград. Лев Семенович выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Доклад произвел фурор, и Выготского пригласили работать в Московском институте экспериментальной психологии. Уже в Москве Выготский совершил открытия, которые перевернули представление о детской психологии.

01

Зона ближайшего развития

Ученый ориентировал обучение на зону ближайшего развития. Педагог должен учить тому, чему ребенок способен научиться в скором будущем. Например, дошкольники уже знают буквы. Значит, они скоро начнут читать. Но раньше этот навык освоит тот, кому поможет взрослый. И только благодаря постоянной помощи ребенок способен достигнуть своего максимального потенциала. «Важно не то, что ребенок уже умеет, а то, чему он может научиться», — говорил ученый.

02

Относительность оценки

Выготский первым сказал, что мерить успехи детей можно только в сравнении с их собственным прогрессом. Он приводил пример: один ребенок может читать 5 слов в минуту, другой — 20. Через год первый читает 30 слов, а второй — 35. Оценку выше получит второй. Но больше усилий, очевидно, приложил первый, а значит он тоже заслуживает достойной оценки без сравнения со своим товарищем.

03

Важность игры

Важной частью развития ребенка психолог считал игру. Этот принцип ученый применял и к своим детям — он воспитывал двух дочерей. Старшая дочь Гита вспоминала, как отец добывал шприц для ее игр во врача. Сначала Лия Самойловна Гешелина, давняя знакомая Выготского, не хотела делать такой ценный подарок для простой детской забавы. Шприц ей совсем недавно привезли из Германии: он был многоразовым и мог прослужить владелице много лет. Но Лев Семенович объяснил Лие Самойловне: «Если у ребенка интерес к медицине, то шприц для игры — совсем не прихоть, не блажь. Ведь игра <…> имеет такое кардинальное, незаменимое значение для детского развития… И потом, кто знает, может быть никогда после я не смогу доставить ей [Гите] такую радость!» Гешелина пересказала этот диалог уже взрослой дочери Выготского. Гита Львовна потеряла отца, когда ей было девять лет, но теплые воспоминания о нем сохранила на всю жизнь. В своих мемуарах она использовала цитату из «Гамлета», говоря о любимом папе: «Он лучший из людей, с которыми случалось мне сходиться».

04

Коррекционная педагогика 

Льва Семеновича называют отцом коррекционной педагогики. Он уделял особое внимание детям с особенностями развития, как физического, так и ментального. В Москве при участии Выготского открылся Институт экспериментальной дефектологии. Выготский призывал педагогов видеть не «дефект», а ребенка, которого необходимо социализировать и учить тому же, чему и здоровых ровесников. Другие психологи до него лишь описывали проблему ребенка, не стремясь решить ее.
«Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия “дефективный ребенок” как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой, трудящийся слепой — участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать своей неполноценности и не дадут для этого повода другим».

05

Кризисы развития 

Одной из последних работ Выготского стала книга «Проблема возраста». В ней он сформулировал идею о пяти кризисах развития, которые проходит ребенок: новорожденности, года, трех лет, семи лет, подросткового возраста. Преодолевая каждый этап, ребенок становится все более самостоятельным и постепенно занимает свое место в социуме.

Лев Семенович болел тяжелой формой туберкулеза, но не упускал ни одного дня — хотел закончить как можно больше трудов. Находясь в больнице, он писал любимому ученику Леониду Сахарову: «Я в очень трудных условиях: в палате 6 тяжелобольных, койки стоят вплотную, работать очень трудно». Выготский умер в 1934 году дома, в окружении родных. 

Читайте также:

Детские возрастные кризисы: что надо о них знать и как на них реагировать

0
3
Сохранить
Поделиться: