Родители, педагоги и психологи отмечают, что современные дети зачастую не умеют играть, испытывают сложности в общении со сверстниками, не способны работать в команде, у них нет привычки трудиться. Есть проблемы и учебой, и с поведением: нет мотивации к учебе, нет послушания родителям и понимания, зачем вообще слушаться, нет должного уважения к учителям, они не переживают из-за опозданий или несделанного домашнего задания, не умеют вести себя в обществе. И конечно, зависят от гаджетов.
Иногда нам кажется, что современный мир и его информационное пространство работают против нас — настолько наши дети погружены в него с младенчества. Но мы можем призвать на помощь педагогический опыт прошлых веков и вернуться к наследию русской системы воспитания.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) — основоположник научной педагогики в России, реформатор народной школы, автор первых учебников на русском языке. Идеи Ушинского для XIX века были новаторскими. Он первым заговорил о том, что воспитатель должен понимать законы человеческой природы, то есть психологию и физиологию ребенка. Особенно важное место он отводил изучению души, душевных чувствований, наблюдению за тем, как они действуют и возрастают в человеке.
Как вырастить ребенка по Ушинскому?
1. Воспитание чувств
Ушинский считал, что, прежде чем развивать ум, необходимо воспитывать в ребенке нравственность и чувства. Большинство современных родителей с самого раннего возраста уделяют внимание интеллектуальному развитию малыша. Не многие задумываются о том, насколько важно и необходимо заниматься воспитанием чувств: доброта, сострадание, отзывчивость, совестливость, честность не развиваются сами по себе. Даже если эти качества есть в ребенке, они нуждаются во внимании, в пестовании.
Ушинский был убежден: не бывает ни врожденных пороков, ни врожденных добродетелей, ошибочно считать, что все дети изначально добры и участливы. Или наоборот, думать, что каждый ребенок от природы жаден и эгоистичен. В каждом человеке изначально есть лишь определенные задатки, которые можно или развивать, или гасить. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход и трезвая оценка родителями своих воспитательских возможностей — в борьбе с природой мы не всемогущи, но и не бессильны.
Раннее и дошкольное детство, особенно возраст около пяти лет, — это самый благоприятный период для воспитания чувств. Важно учить ребенка обращать внимание на собственные эмоции и эмоции других людей.
Как воспитывать чувства? Своим примером и опираясь на книги, мультфильмы мы можем научить ребенка благодарить, сочувствовать, отзываться на события в жизни других людей, помогать. В семье понятными объектами заботы могут стать младшие дети, бабушки и дедушки, домашние животные.
А еще Ушинский писал, что воспитывать детей мы должны для Царствия Небесного. Он разграничивал рассудок и разум, сознание — плод рассудка и самосознание — плод разума. Развитие разума, в котором действует дух, заставляет его двигаться вперед. А цель лежит вне человеческой жизни и вне человеческого сознания. В Царствии Небесном. Так воспитание «по Ушинскому» подразумевает смещение акцента с жизни тела на жизнь души.
Воспитание чувств — это то, что приводит в должное равновесие телесные и душевные стремления ребенка. А затем нужно «до того развить душевные, чтобы они собственной своей силой взяли перевес над телесными», — пишет Ушинский.
2. Воспитание воли
Увлечение умственной деятельностью, в том числе и в занятиях с детьми, — это характерная черта нашего времени. Очевидно, такая тенденция проявлялась и во времена Ушинского, и он считал ее неполезной: «Умственное развитие должно идти рука об руку с физическим развитием и воспитанием воли. В процессе воспитания должны крепнуть воля и сознание в ребенке».
Часто ли эта мысль звучит в современной педагогике? Больше приходится слышать о безусловном принятии, которое, конечно, необходимо, но как будто ставит под сомнение воспитание личности, смиряясь с «данностью» природы ребенка.
По убеждению Ушинского, задача воспитателя не только в том, чтобы развить телесные силы и умственные способности ребенка, но и в том, чтобы подчинить их свободной воле человека. Конечно, это процесс, и процесс длительный. И на этом пути стоит отмечать даже маленькие успехи.
Встать пораньше в выходной ради того, чтобы поехать с дедушкой на рыбалку — это волевое решение, и на это способен уже пяти-шестилетний ребенок, за что его, безусловно, стоит похвалить. Для подростков часто становится важной работа над своей внешностью, физической формой. Заставить себя регулярно тренироваться — это настоящая победа над собой. Если ребенок посещает спортивную секцию, польза будет не только для здоровья. Секции — помощники родителей в формировании у детей силы воли, чувства ответственности, они учат порядку и дисциплине.
Важное замечание: воля не воспитывается страхом. По мнению Ушинского, держать ребенка в страхе вредно — и с точки зрения обучения, и с точки зрения формирования характера.
Говоря о стыде как о «помощнике воспитателя», Ушинский не называл это чувство деструктивным, вредным и навязанным обществом, а считал его нейтральным и присущим от рождения каждому человеку, в любом обществе и любой культуре. В воспитательном процессе, по мнению Ушинского, стыд может как исправлять, так и портить — зависит от искусности воспитателя.
3. Опасность чересчур раннего развития
Вот в чем Ушинский действительно опередил свое время. Раннее развитие — идея фикс родителей XXI века, и увлекаются ею родители тех детей, в ком рано проявляются способности и сила характера. А именно здесь и кроется ошибка.
«Чем богаче и сильнее природный нервный организм, тем труднее подчинить его контролю самосознания», — пишет Ушинский. Ребенка нужно научить властвовать над своей нервной системой. Эта привычка приобретается постепенно, и вырабатывать ее нужно с детства.
Ушинский предостерегает: чем впечатлительнее ребенок, тем осторожнее с ним нужно обращаться и не давать впадать его нервной системе в раздражительное, возбужденное состояние. А к этому неизбежно ведет раннее развитие. И в результате мы получаем детские неврозы, частые болезни и нежелание идти в школу у детей, перегруженных занятиями еще в дошкольном возрасте.
Игра для ребенка намного важнее обучения. Сейчас об этом много говорят психологи и педагоги, но в эпоху Ушинского это звучало революционно. Он удивлял современников, советуя родителям и воспитателям внимательно наблюдать за играми детей, если они хотят лучше их узнать. Понять, какое направление принимают их мысли и воображение, что они примеряют на себя из окружающей действительности. К последнему педагог призывал относиться особенно серьезно, так как здесь открываются склонности детей, которые разовьются в будущем. Он был убежден: игры не проходят бесследно.
Хорошо понимая психологию ребенка, Ушинский отмечал, что дети не любят неподвижных, «готовых» игрушек, которые нельзя изменить по своей фантазии. Игрушки должны следовать за воображением, поэтому «лучшая игрушка — куча песку».
Игры с песком, водой, пластилином и различными массами для лепки очень нравятся детям и не только развивают фантазию, но и успокаивают нервную систему и помогают в работе с детскими страхами.
А какую пользу принесет совместное с родителем изготовление игрушек! Ребенок может самостоятельно вырезать из бумаги и картона, раскрашивать, склеивать. Главное, чтобы поделка не отправилась на полку «для красоты», а использовалась в игре. Интереснее всего играть с тем, что смастерили сами.
Но как подготовить ребенка к обучению, если в детстве он только играл? Ушинский видит первостепенную задачу в том, чтобы научить детей правильно пользоваться своими познавательными возможностями — научить учиться. В первую очередь это означает развивать любознательность и помогать проявлению конкретных интересов ребенка. А внимательный родитель замечает, что интересы появляются у детей довольно рано. Один уже в два-три года так увлечен автомобилями, что различает их по типу кузова и узнает множество марок и моделей. Другая с удовольствием помогает бабушке в огороде и знает названия всех цветов и кустов.
Кроме интересов нужно формировать и поддерживать мотивацию к узнаванию нового, поощрять творчество, развивать воображение, внимание и память. Тут опять же помогут игры, например настольные.
4. Разнообразие и смена деятельности
Ушинский приводит такой пример: заставьте ребенка подолгу идти — он быстро устанет, прыгать — тоже, и стоять, и сидеть. Но, чередуя все эти занятия, он резвится весь день и не устает. Эту особенность родителям стоит взять на вооружение. Причем не только для физических, но и для умственных упражнений с ребенком.
Слишком долгая и однообразная деятельность губительна. Частая смена деятельности помогает ребенку сделать гораздо больше и без усталости. Если выполнение домашнего задания растягивается на часы, у ученика, по наблюдениям Ушинского, ухудшается внимание и память, снижается успеваемость. Можно чередовать выполнение письменных и устных заданий, сложных и простых. Не обязательно начинать с самого тяжелого и неприятного, главное не оставлять его на конец. Перерывы, в том числе и физминутки, необходимы не только в школе, но и при выполнении «домашки». И еще одно важное правило для ученика — не оставлять уроки на воскресенье, пусть этот день будет полноценным днем отдыха.
Ушинский особое внимание уделял врожденному детскому стремлению к движению. Чем младше ребенок, тем больше свободы движений нужно ему предоставить. Тем больше подвижных игр и короче периоды занятий, сидя за столом.
5. Исключение излишеств
Это касается и отдыха, и питания, и развлечений.
Детям необходим отдых. Он должен быть достаточным, но не избыточным. Ушинский отмечает, что недостаток сна ослабляет организм, а излишний сон «усиливает растительный процесс… и делает человека вялым, мало впечатлительным, тупым, ленивым».
Педагог не обошел вниманием и детский рацион, советуя кормить детей как можно более простой и здоровой пищей в таком объеме, чтобы ребенок был сыт. Он не должен быть ни голоден, ни перекормлен, ни избалован изысканными деликатесами. Еда вообще не должна занимать ум ребенка, как и все телесное не должно мешать развитию души.
Это звучит актуально в нынешнюю эпоху культа детских развлечений, когда в любом торговом центре предлагается миллион вариантов, чем занять ребенка и чем угостить его по специальному детскому меню — молочными коктейлями, мороженым или сладостями.
Лакомства превращаются для детей в цель и даже заменяют любую другую деятельность. Поход всей семьей в кафе — довольно популярный способ провести вместе выходной. Хорошо, если семья планирует выходные и в следующий раз отправится на совместную велосипедную прогулку, вылазку в лес или лесопарк — это для детей целое приключение, которое они будут с удовольствием вспоминать. И возможно, поджаренный на костре черный хлеб окажется вкуснее любого пирожного.
6. Воспитание полезных и искоренение вредных привычек
«Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему», — писал Ушинский. Добрая привычка становится характером.
Привычка содержать в порядке свои вещи, правильно распределять свое время, правильно питаться — как их воспитать? Во-первых, родители должны подавать пример своим детям, а во-вторых, — разумно требовать с детей выполнять установленные в семье правила.
Мы формируем у детей привычки уже с младенчества, приучая к определенному режиму дня, создавая ритуалы для засыпания и так далее. И привить определенную, желательную для нас привычку не должно стать большой проблемой — нужно показать и научить, а затем напоминать и контролировать. По наблюдениям психологов, на формирование привычки в среднем уходит 21 день. Во всяком умении важны привычка и навык.
Во все времена у человека найдется и множество вредных привычек. Об их искоренении Ушинский рассуждал как истинный христианин. Он считал, что, пока жив человек, он может измениться. Взрослому это дается непросто, но все же он может идти к этому сам. Детям же не обойтись без помощи родителей.
Наиболее часто у современного родителя возникает вопрос, как отучить ребенка от гаджетов. У Ушинского есть на это универсальный ответ: прежде всего необходимо вникнуть в причины и действовать против причин, а не следствий. Правило борьбы с вредными привычками таково: удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки, и одновременно направлять в другую сторону. Просто запретить и отобрать недостаточно, нужно дать замену деятельности. Занять ребенка полезным и в то же время интересным для него делом.
7. Стремление души к деятельности
«В основе всех душевных стремлений — стремление души к деятельности». Это важнейший постулат Ушинского. Мы наблюдаем это стремление у малышей, у школьников, подростков. С возрастом сила этого стремления идет по нисходящей. А оно не должно угасать ни у старших детей, ни у взрослых. Стремление к деятельности — это потребность души, которая требует лишь соответствующей возрасту пищи и условий. И одно из необходимых условий — существование препятствий: без них и сама деятельность невозможна.
Изучив природу чувства интереса и чувства скуки, Ушинский пришел к однозначному выводу: интересно для нас то, что дает посильную работу нашей душе, а единственная причина скуки — недостаток душевной деятельности.
Проблема в том, что современный мир не приветствует труд души в принципе. Зато предлагает множество вариантов, чем ее заменить, — и дети попадают в ловушку Интернета, телевидения, соцсетей. А дать настоящую работу душе может лишь реальная жизнь, например ситуация, в которой ребенку приходится делать нравственный выбор, обсуждение этой ситуации.
Хорошая привычка — вечерние разговоры с детьми. Вспомнить прошедший день, поделиться тем, что волнует нас, взрослых, рассказать что-то из своего детства (дети это обожают), обсудить пережитое, почитать вместе книгу, главу из Евангелия, побеседовать о содержании.
В наших силах нащупать интересы ребенка, дать ему материал для работы, душевной и физической, предоставить самостоятельность и быть готовыми помочь в преодолении препятствий. Все это требует усилий и включенности в его жизнь, но это и есть воспитание. Ушинский пишет исчерпывающе: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — вот полное определение цели педагогической деятельности».
Цитаты Константина Дмитриевича Ушинского:
«Не стеснениями и запрещениями, а только истинными знаниями можно оградить человека от знаний ложных».
«Сознание — это “око души нашей” — никогда не ошибается, если только «не заволокла» его какая-нибудь другая страсть, кроме страсти к истине».
«Языческий бог обманывает, хитрит, притворяется, потому что он сам — создание человеческого воображения; христианский Бог — сама истина. Пусть воспитатель заботится только о том, чтобы не давать детям ничего, кроме истины, и пусть будет спокоен насчет нравственных и практических результатов».
«Ни знания души, ни знания природы не извратят нравственности воспитанника, не сделают его ни материалистом, ни идеалистом, не раздуют без меры его самолюбия, не поколеблют в нем благоговения к Творцу вселенной».
«Воспитание нравственных наклонностей необходимо должно предшествовать развитию разума и воспитание положительных стремлений — воспитанию критического ума».
«Если бы человек не обладал способностью идей и слова, то его процесс мышления остался бы на той же ступени, на которой он находится и у животных. Но дар слова и дар идеи идут из другого источника, а именно — духа человеческого».
«Чего не требует душа, того дать ей нельзя».
«Не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».
«В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хорошего качества».