Среди детских вопросов о вере часто встречаются вопросы «практического» характера — как надо поступать в тех или иных обстоятельствах, если мы христиане. На часть таких вопросов мы уже давали ответы, а теперь отвечаем на следующие — с помощью протоиерея Александра Елатомцева, настоятеля храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовника православной школы «Рождество».

3 вопроса о правилах жизни священнику от подростка
Фото Марии Митрониной

 

Почему нельзя играть в карты и как не поддаться искушению?

3 вопроса о правилах жизни священнику от подростка

В карты играть не стоит, потому что эти игры азартны. Часто они вызывают интерес именно потому, что играют на деньги. Тогда азарт удесятеряется, и рабом такой игры может стать даже умный и добрый человек, как, например, великий писатель Федор Михайлович Достоевский.

Чтобы не поддаться соблазну, полезно воспитывать в себе отвращение к соблазнительному предмету. Если ты веришь в Бога и почитаешь крест Христов, само название карточных мастей будет тебе противным, потому что, по одной из версий, эти названия содержат насмешку над орудиями Христовых страданий — крестом, копьем, гвоздями и тростью.

Есть еще один способ борьбы с соблазном игры в карты: игральные карты нужно выкинуть и больше в доме не иметь, а взамен обзавестись другими играми, где тоже применяются карточки-картинки: «Головоноги», «Большая стирка», «Активити» и многие другие.

 

Если ты увидел, как умирает человек, и впоследствии ты будешь бояться темноты и одиночества — как избавиться от этого страха?

3 вопроса о правилах жизни священнику от подростка

Смерть и темнота совершенно не связаны друг с другом. Умереть человек может и среди бела дня, а темнота ночи может скрывать прекрасное чудо. Так было, например, в ночь Рождества Христова. Даже новогодняя ночь не вызывает страха, а, скорее, наоборот.

Что же касается одиночества, то я с детства помню слова песни Александра Дольского: «В тебе всё музыка и свет, но одиночество прекрасней».Так что и одиночество одиночеству рознь. Бывает не тоскливое одиночество, а творческое одиночество, когда человек один на один со своим вдохновением создает шедевры. Такое уединение очень любил Александр Сергеевич Пушкин.

Итак, каждое явление стоит рассмотреть само по себе. И тогда ты увидишь, что «память смерти + темнота + одиночество = страх» совершенно неверная формула!

Опыт переживания смерти человека и тяжел, и полезен. Вернее сказать, он может быть тяжелым, а может быть иным. Еще он может быть переживанием облегчения и освобождения: когда человек избавляется от мучительных страданий. Но он всегда свидетельствует о бессмертии души: душа только что была здесь, оживляла это тело, теперь она ушла. Куда? Где ее искать? В том-то и дело, что душа именно уходит, а не исчезает. В этом очень полезно убедиться. После такого опыта яснее и проще смотришь сам на себя как на бессмертную душу, которая когда-нибудь тоже покинет тело. А дальше начинается самое интересное: если со смертью я не кончаюсь, то что меня ждет там, впереди?

Так начинается поиск Бога, ожидающего в темноте и тайне встречи с человеком. Если человек тоже ищет этой встречи, то темнота и одиночество могут помочь ей состояться: «Войди в свое сердце и помолись Богу втайне, и Бог, видящий втайне, воздаст тебе явно» (перефраз Мф 6:4 и Откр 3:20).

Какой уж тут страх, когда в результате памяти о смерти (то есть о бессмертии) рождается молитва как разговор с Богом, победившим смерть? Примерно так устроены церковные всенощные бдения: «память о смерти + темнота + одиночество (в молитве) = радость вечной жизни».

Вот такая бывает математика.

 

Как понять, каким ты являешься на самом деле? Как не запутаться в иллюзиях, которые ты внушил сам себе?

3 вопроса о правилах жизни священнику от подростка

Замечательный вопрос! Очень хочется дать на него замечательный ответ. Итак, попробую:

Когда у нас чешется лоб, мы подходим к зеркалу, чтобы посмотреть на самих себя: что же там на самом деле на лбу? Ссадина? Или аллергия? Или, может быть, прыщик? Зеркало не будет обманывать нас иллюзиями, оно покажет всё как есть.

Для души тоже есть зеркало: это Евангелие. Книга, описывающая совершенного человека, как Он родился, как взрослел, как собрал к Себе учеников и что в конце концов стало с Ним, с совершенным человеком и совершенном Богом одновременно. Евангельский Христос без иллюзий показывает любому человеку, каким он должен быть, и даже каким образом можно таким стать — из любого человеческого состояния, из любой ситуации. Нетрудно найти себя в Евангелии, там есть все: старые и молодые, мужчины и женщины, грешники и праведники, смелые и трусливые, решительные и задумчивые — всякие.

Нет другого способа взглянуть на себя без иллюзий, кроме как встать перед Евангельским Христом как перед зеркалом, взглянуть на себя Его глазами. Это одновременно и просто, и сложно.

Сложностей, наверное, всего две: первая — надо быть честным, вторая — надо иметь помощника. То есть такого человека, который имеет собственный опыт сравнения себя с Евангелием и может на тебя взглянуть со стороны. Такой человек называется духовным отцом. Это может быть и духовная мама, но лучше, конечно, священник.

В одиночку от иллюзий, которые ты «внушил себе», не избавиться. Найти такого помощника, который действительно смог бы помочь, а не заменить твои иллюзии своими иллюзиями — непросто, но возможно. Это, наверное, главное чудо в современной жизни — помолиться и найти себе духовника. Близкого старшего друга и проводника в замысловатой взрослой жизни, такого проводника, который пойдет вместе с тобой к ясному солнцу правды, ко Христу, от света которого исчезают все иллюзии, как тени в полдень.

 

 

Послесловие для родителей

Дорогие взрослые! Хотя у нас и возникла традиция пытаться обобщить детские вопросы и делать какие-то выводы для нас самих, приходится признаться, что иной детский вопрос стоит целого взрослого послесловия. Вопрос «Как избавиться от иллюзий, которые ты сам себе внушил?» сам выглядит послесловием целого куска прожитой жизни, если не всей жизни целиком.

Понятно, что 14 лет (автору этого вопроса именно столько) — не совсем детство, или даже совсем не детство, но честность и непосредственность именно оттуда. Итак: «Будьте как дети» — этими словами Господь, наверное, хотел сказать еще и то, чтобы мы не боялись смотреть на себя ясно, трезво, без иллюзий, ничего не выдумывая и не присочиняя. Как это дети говорят: по всамделишному.

 

Читайте также:

Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей

И другие подборки Детских вопросов о Боге.

 

На заставке: фото Светланы Гориной

0
0
Сохранить
Поделиться: