Канон Андрея Критского — один из самых красивых богослужебных текстов, написанных в Церкви. Он наполнен множеством ссылок на Священное Писание, имеет глубокий покаянный смысл. Неподдельное сердечное сокрушение преподобного Андрея Критского отчетливо видно в тексте канона. Мы выбрали и разобрали три смысловых цитаты, которые могут стать предметом размышлений в течение всего года.
«А́ще и согреши́х, Спа́се, но вем, я́ко Человеколю́бец еси́, наказу́еши ми́лостивно, и милосе́рдствуеши те́пле: слезя́ща зри́ши, и притека́еши я́ко Оте́ц, призыва́я блу́днаго» (Согрешил я, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив, наказуешь с состраданием и милуешь с пламенною любовию, взираешь на плачущаго и поспешаешь, как Отец, воззвать сына блуднаго).
Христос бесконечно человеколюбив, Его любовь безгранична. Она наглядно проявилась в крестных страданиях Спасителя, когда Господь, ради спасения людей, ради каждого из нас, добровольно принял мучительную смерть. Любовь Божия открывается и в наказании. Бог наказывает не из желания причинить вред человеку, но ради его вразумления. По выражению Андрея Критского, «наказывает с состраданием». Если быть еще точнее, то не Бог, а человек сам наказывает себя, убегая от Него, отрывая себя от источника жизни, оказываясь во власти диавола. Не случайно в тексте приводится пример из притчи о блудном сыне. Это история о самонадеянности и покаянии. Блудный сын, уйдя в далекую страну от любящего отца, сам, без какого-либо вмешательства извне, наказал себя голодом и нищетой. Однако, придя в себя и покаявшись, он вернулся к отцу, который со всей готовностью, без слова упрека принял его в свои объятия.
«Аз есмь, Спа́се, ю́же погуби́л еси́ дре́вле ца́рскую дра́хму, но, вжег свети́льник, Предте́чу Твоего́, Сло́ве, взыщи́ и обря́щи Твой о́браз» (Я – та драхма с царским изображением, которая с древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник – Предтечу Своего, Слове, поищи и найди Свой образ).
Преподобный Андрей вспоминает евангельскую притчу Христа о потерянной драхме — так назывались монеты, бывшие в обращении в Иудее: женщина, у которой было 10 драхм, потеряв одну из них, зажигает все светильники в доме, подметает пол и, наконец, вне себя от радости находит пропажу. Автор сравнивает с драхмой, на которой обычно находилось изображение правителя, себя, человека, созданного по образу Божию, носящего в себе отпечаток Творца. Радость, которой автор делится с нами, состоит в том, что, несмотря на грехопадение Адама, несмотря на наши личные грехи, которые затмевают в нас образ Божий, Христос заботится о каждом человеке. Он выходит на поиски, находит нас и возвращает к Себе.
«Зако́н изнемо́же, пра́зднует Ева́нгелие, писа́ние же все в тебе́ небреже́но бысть, проро́цы изнемого́ша, и все пра́ведное сло́во: стру́пи твои́, о душе́, умно́жишася, не су́щу врачу́, исцеля́ющему тя» (Закон бессилен, Евангелие — праздно, все Писание у тебя в небрежности, пророки и всякое праведное слово напрасны, раны твои, душа, умножились без Врача, Который исцелил бы тебя).
На первый взгляд слова о том, что закон бессилен, а Евангелие праздно, то есть бездейственно, могут показаться странными. Однако они имеют тут субъективное измерение. Андрей Критский оговаривается, что это происходит лишь в том случае, если наша душа больна, а рядом нет Того единственного врача, Который только и может исцелить нас, — Иисуса Христа. В тексте присутствует аллюзия на притчу о милосердном самарянине, который помог лежащему при дороге израненному человеку. Но что же мешает Христу быть рядом? Только мы сами, отсутствие в нас любви, которая делает нас ближе к Богу, усваивает нас Ему. Без нее все, что мы делаем, с духовной точки зрения бессмысленно и напрасно. Как пишет об этом апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор 13:1).