«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе

«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе

Встретил в сети рассуждения по теме: «Двадцать лет хожу в церковь, а толку нет». Возможно ли это? Даже просто по-человечески: долгие двадцать лет провести в чем-нибудь и не понести на себе отпечатка? Прожить бок о бок с человеком — и не узнать его образа мыслей, трудностей и заветных мечтаний. Черпать и пить воду — и не впитать ее каждой своей клеточкой. Двадцать лет делать что-то — водить авто, сажать сад, конструировать технические устройства, учить детей или исполнять музыку — и оставаться внутренне безучастным к своей сфере деятельности и ее горизонтам.

Не подавленность ли и мрачный восторг говорят в том, кто бросает в сердцах своему ближнему: «Между нами ничего не было и нет. Всё понапрасну!» Перечеркнуть доброе ради несбывшегося, а иногда и воображаемого — эгоистически это так понятно, легко и оправданно. «Двадцать лет хожу в церковь, а толку нет», — немногим различается с этим. Брошенное в лицо не попутчику, компаньону или партнеру, но Церкви жестокое признание как нельзя более отчетливо передает состояние сосредоточенности на себе, одиночества и потерянности того, кто готов «сжечь всё, чему поклонялся, и поклониться тому, что сжигал».

Откуда такое отвращение к Церкви?

У Льюиса в «Письмах Баламута» старый опытный куратор-черт прикладывает старания к тому, чтобы мелкого беса-практиканта Гнусика обучить мастерству отвращения от веры — разного рода «духовным устремлениям» подопечного, «искренностям»  и прочим «концепциям» — и «аналитике» церковной действительности. «Если только кто-то из них (в церкви. — А. Р.), — говорит Баламут в одном из писем, — плохо поет, носит скрипучие сапоги, нелепо одет или отрастил двойной подбородок, твой подопечный легко поверит, что в религии этих смешных и нелепых людей должно быть что-то смешное и нелепое. Как ты знаешь, сейчас в голове подопечного обитает представление о “христианстве”, которое он называет “духовным”, но это сильно сказано. Его голова забита хитонами, сандалиями, доспехами, босыми ногами… У него еще нет прочной связи с Врагом (Богом. — А. Р.), а потому нет истинного смирения. Сколько бы он ни говорил о своей греховности, даже на коленях, все это — лепет попугая. В глубине души он еще верит, что оказал большую честь нашему Врагу, когда обратился, и думает, что выказывает большое смирение, ходя в церковь вместе с ограниченными, скучными людьми. Удерживай его в таком состоянии как можно дольше».

«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе
Само выражение «ходить в церковь» преподносится  с высокомерием: что, дескать, они еще могут делать, кроме как «ходить».
Фото Mette1977

В самом деле, люди, относящие себя к христианам, подчас циничным образом высказываются о церковном сообществе. Подобно тому как в иных из семей супруги бывают «зациклены» на недостатках своей половины, впадают в неприязнь, перестают видеть какие бы то ни было положительные качества и вымарывают из памяти любые совместные добрые воспоминания, так и от верующих подчас можно слышать определения, полные ригоризма, грубости и издёвки в отношении единоверцев наподобие «православия головного мозга» и «православнутых». Само выражение «ходить в церковь» преподносится  с высокомерием: что, дескать, они еще могут делать, кроме как «ходить».

Целостный образ Церкви, так же как образ ближнего во время конфликта, теряется и распадается в ворох малоприятных, раздражающих подробностей. Это примерно то же, о чем пишет Льюис, воссоздающий своим пером ход мыслей искусителя: «Та Церковь невидима для людей. Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке. Войдя же внутрь, он увидит местного бакалейщика с елейным выражением лица, а тот предложит ему лоснящуюся маленькую книжку, где записано содержание службы, которое никто толком не понимает, и еще книжечку в потертом переплете, содержащую искаженные тексты разных религиозных песнопений, в большинстве своем плохих и напечатанных к тому же мелким шрифтом. Когда он сядет на свое место и оглядится, он увидит как раз тех соседей, которых он избегал».

Обиды и счёты бывают настолько крепки, что картина мира переворачивается. Наиболее критикуется и выводится в дурном свете жизнь Церкви, тогда как мирские порядки и нравы признаются обладающими преимуществом и правотой.

Кризис веры — чем не повод для гордости?

Путаница, переворот в понятиях  — отличительный признак уныния. Образно данное состояние рисует митрополит Лимассольский Афанасий, один из самых глубоких духовных авторов нашего времени: «Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― “не хочу”, приносят рыбу ― “не хочу”, приносят самую лучшую еду ― “не хочу”. Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу». Не правда ли, очень напоминает атмосферу критики и скепсиса,  которой заражены многие из сетевых сообществ.

Участники их, признаться, не слишком строги к себе. Уныние и расслабленность дополняются безапелляционностью суждений и требовательностью в отношении церковных дел и поведения священнослужителей и собратьев. Буквальное повторение «Писем Баламута»: «Удерживай внимание подопечного на его внутренней жизни. Он думает, что обращение развивается “внутри него”, и потому смотрит внутрь, на “состояние своей души”, или, точнее, на ту версию этих состояний, которую ты ему подсунешь. Поощряй его всячески в этом “самоанализе” и отвращай его взор от простейших обязанностей, направляя к целям высоким и духовным».

«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе
Вместо того чтобы поститься и молиться, отсекать страсти и понуждать себя, куда приятней дискутировать о «личном опыте» и считать пройденным этапом для себя многие из церковных советов и установлений. 
Фото Göran Johansson

Обязанности кажутся скучными и принижающими достоинство, тогда как на дворе ХХI век с торжеством самоосознанности и «креатива». Вместо того чтобы поститься и молиться, отсекать страсти и понуждать себя, куда приятней дискутировать о «личном опыте» и считать пройденным этапом для себя многие из церковных советов и установлений. 

О, эти формалисты и противники свободы, читающие мораль, точно маленьким! Если бы не они, ничто не препятствовало бы критику приобщиться к настоящему христианству.

Соотнесём это с льюисовским произведением — придуманным, но такими реалистическим «обменом опытом» между старшим и младшим бесами: «Когда, твоими трудами, он примет свой духовный спад за прочное состояние, не мог бы ты убедить его в том, что “религиозный период” близится к концу, как и все предыдущие периоды? Разумеется, нет никакой логической связи между утверждением “я теряю к этому интерес” и выводом “значит, это ложно”. Но, как я уже говорил тебе, ты должен полагаться на самоуверенную тарабарщину, а не на разум. От простого слова “период”, по всей вероятности, сработает весь трюк. Полагаю, что твой подопечный прошел несколько периодов (все через них проходили) и чувствует себя опытней и выше прежних не потому, что относится к ним критически, а просто потому, что они уже позади…  Ясна тебе суть? Держи его разум подальше от простой разницы между “хорошо” и “плохо”. Очень милы и туманные выражения: “Был у меня такой период…”, “Я прошел через это…” И не забудь трезвого: “Я взрослый человек”».

Поразительно, но верующих в Церкви порой не только не учат сопротивляться, но до определенной степени даже поощряют в подобном искусительном направлении мыслей. Есть те, кто находит особое удовольствие в рассуждениях о кризисе веры, и предъявление претензий по адресу Церкви, на радость Баламуту, становится «писком моды» в некоторой части аудитории.

Так есть ли толк от 20 лет в Церкви?

Отец Александр Ельчанинов в своем дневнике пишет: «Можно чувствовать себя лишенным благодатных утешений и всё же сохранить твердую волю, согласную на всё то тяжелое, что посылает нам Господь, и смиренно принимающую всё, вплоть до того состояния душевного упадка, который мы ощущаем. Если мы сумеем с такими чувствами переносить периоды сухости сердечной, то они явятся для нас плодотворным духовным упражнением».

Действительно, принимать со спокойствием всё, что приходит от Бога или попускается Богом, радости и «проблемы», — это исконное христианское убеждение. Апостол Павел говорит: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод… Баламут у Льюиса вынужден констатировать: «Уж если они пройдут благополучно через период сухости, они будут меньше зависеть от своих эмоций и искушать их станет труднее».

Увы, люди досадуют, не получая желаемого, и ради самоуспокоения стремятся назначить кого-то другого виновным. Изнывающие из-за несоответствия амбициям и завышенным ожиданиям, обиженные или непонятые, они не упускают случая излить раздражение и желчь. Сама мысль о том, что спады и засухи могут благословляться Богом и заключать в себе духовное задание человеку, кажется нелепой и возмутительной. Полемика вокруг «церковных проблем» подменяет аспект исповедания, становясь еще одной непростой «проблемой церковной жизни».

Всегда есть соблазн двигаться к совершенству концепций, разбора «церковных проблем» взамен попечения о более твердом исповедании веры.

«Двадцать лет хожу в церковь, а толку нет…» Хотелось бы наконец понять, что за «толк» подразумевают и надеются получить? Одну ли нескончаемую радость? Отмену ли болезней и трудов, прекращение страдания, освобождение от внутреннего сумбура, порожденного грехопадением, жизнь в идеалистическом «городе Солнца» или какие-нибудь другие сильные спиритуалистические переживания? Ничто из упомянутого не случится. Нам необходимо быть готовыми к тому, чтоб остаток жизни, год за годом, воспринимать как встречи со Христом и святую евангельскую правду свои повседневные труды и заботы, многочисленные сложные обстоятельства, многозначительные и неслучайные.

«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе
«Двадцать лет хожу в церковь, а толку нет…» Хотелось бы наконец понять, что за «толк» подразумевают и надеются получить? Одну ли нескончаемую радость?
Фото Justin

Время, проведенное в Церкви, является во многом самоценным. Двадцать лет с молитвой и таинствами, с мыслями о Боге, в покаянном размышлении о себе, в удалении от увлечений и страстей мира, в окружении людей веры, в ровности намерений и чувств, без впадения в крайности и срывов «во вся тяжкия» с совершением безрассудных поступков, таких как аборты, измены, оккультизм, к сожалению, весьма и весьма распространенные, — само по себе это очень и очень много. Вот он, толк, ради которого стоило прожить такую немалую часть жизни.

Безрелигиозный человек с нравственным сознанием благодарит тех, кто причастен к его становлению, хранит верность всем, кто в трудную минуту оказывался рядом. Учителям и наставникам он приносит цветы, десятилетия спустя отыскивает добрых старых знакомых и в определенные даты посещает дорогие для себя могилы, чтобы почтить благодарностью память ушедших. Человек, именующий себя православным и отрицающий значимость церковности в своей судьбе, — это большая нелепость, искажение и противоречие за рамками приличий. Если «толку нет» сказано не в какой-нибудь отдельно взятый момент, под дурное настроение или в запале, то это рекомендует говорящего не лучшим образом, вполне однозначно указывая на поверхностность и внутреннюю глухоту в нем.

«Ходить в церковь» — не стыдно

«Ходить в церковь» — также немаловажный признак, не заслуживающий порицания или насмешки в свой адрес. Человек простого и скромного мнения о себе старается избегать громких фраз. Он не любит рассуждать: «я христианин» или «я принял Христа», но предпочитает сказать: «хожу в церковь», «пришел к вере». Святой старец Оптинский Варсонофий обращает внимание на одну печальную закономерность в затухании духовной жизни.

«Вер­ный при­знак омерт­ве­ния ду­ши, — говорит он, — есть укло­не­ние от цер­ков­ных служб. Охла­де­вая к Бо­гу, че­ло­век преж­де все­го на­чи­на­ет из­бе­гать хо­дить в цер­ковь, сна­ча­ла ста­ра­ет­ся прий­ти к служ­бе по­поз­же, а за­тем и со­всем переста­ет по­се­щать Бо­жий храм». 

«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе
Иные прежде прихода к вере стояли буквально на краю пропасти. Эти, без преувеличения, обязаны Церкви и вере своей жизнью.
Фото Andrey Maximov

Обращение к вере сильно сказывается в человеке, и жизнь без Церкви для нас выглядела бы наверняка по-другому. Любой из церковных людей с трудом представит «себя неверующего» и свою альтернативную биографию. Привычки и интересы поменялись. «Насколько яснее и светлее паломники, — замечает один путешественник, — в сравнении со своими соседями, летящими этим же авиарейсом с “корпоратива“ в Париже! Отдельный верующий зачастую способен вызывать неприятные чувства в сравнении с отдельным неверующим, особенно если тот милый и интеллигентный. Но какое отличие en masse! Человек даже внешне начинает отличаться. Простые люди, поверив в Бога и как-то воцерковившись, перестают разговаривать матом. Олигархи, всерьез осознав, что есть Бог, перестают убивать направо и налево, как делали раньше. Этот список можно продолжить…»

Действительно, исповедание веры во Христа, хотя бы таковое и сопровождалось у многих раздвоенностью, нетвердостью в намерениях, сохранением мирских привычек и прочими досадными оплошностями, не достигая наиболее серьезных, в полной мере отвечающих идеалам Евангелия форм, имеет общим следствием разнообразные благотворные перемены и смягчение нравов.

Иные прежде прихода к вере стояли буквально на краю пропасти. Эти, без преувеличения, обязаны Церкви и вере своей жизнью. Не случись обращения, их, вполне вероятно, уже не было бы в живых. Неотъемлемой частью вера входит во множество повседневных поступков, чувств, мыслей, решений. Отрицать и принижать значение этого, говоря: «всё было без толку», — ошибочно.

«20 лет хожу в церковь, а толку нет» — что не так в этой фразе
Неотъемлемой частью вера входит во множество повседневных поступков, чувств, мыслей, решений. Отрицать и принижать значение этого, говоря: «всё было без толку», — ошибочно.
Фото Conal Gallagher

В конце концов, что есть жизнь человеческая — как говорится, родиться, пожить и умереть… Успехи и неудачи, различия в мнениях, решения правые и неправые, проекты и планы, проблемы церковного устройства и политики рано или поздно отступят. Для каждого встанет единственный вопрос: помилует и примет ли меня Господь в вечности. А значит, несмотря ни на что, вопреки искушениям — держаться за Церковь, помнить час смертный и просить о милости. Спасительны эти годы, в которые нам дано покаяние.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Юлия
    Декабрь 2, 2019 15:26

    Если так говорит, что толку нет после 20 лет, то значит ожидал чего-то то от себя. Но мы сами без Христа не можем ничего сотворить, вот и корень проблемы наше Я. Чего мы ждём? Что-то получить материальное от Церкви? Это не всегда полезно для нас. Стать святыми после 20 лет? Это тоже глупо, так как святость не то, что можно получить взамен от Бога, а то, что мы отдаем Богу и если мы отдали 20 лет своей жизни, ходили в Храм, молились, чего то просили и не получали, то этот момент разачорования- тот самый важный момент, когда мы должны остановиться и спросить себя. -Почему и от чего такие мысли, от на душе так, что я делаю не так? Если даже чувствую, что я все делаю правильно, то чего же я жду? Что мне должен Господь? Но в долгу мы перед Богом, в он обещал нам спасение, но какой ценой? Если посвятим ему свою жизнь. Как посвятим? Если будем любить Господа и ближнего, большего не требуется. Считать года, 20 ли лет или больше, это не дело Любви, можно Любовь своего не ищет, не мыслит зла. И если за 20 лет пришло такое разачорования-, то дело не в Боге, не в Церкви, хотя и в этом есть Промысел Божий, проверить нашу веру. Дело в нелюбви. Если мы не любим, то значит ждём чего то взамен, а когда любим, время летит, и 20 лет мало нам для молитв, добрых дел, покаяния, для Церкви. Но чтобы понять почему нет толку, надо понять себя, а значит задать себе вопросы. Чего я хочу от Бога? Почему не получаю? Как на это реагирую? Что об этом говорит Сам Господь в Писании и Апостолы? О чем я молю Бога? Для чего это делаю? И молиться, чтобы Господь вразумил. Ответы все равно придут, Господь не оставляет тех, кто рассуждает и не останавливаеться на половине пути к Нему. В мире этом земном нам обещали скорби, но Сам Господь говорил сужаться и приводил в пример Себя, что он мир этот победил. Чем? Смирением,преданностью, любовью, кротостью сердца. И дело не в отвращении этого человека к Церкви, а в мучениях души, она мучается, чего то ищет, не находит, может не то ищет, может нет друга искреннего рядом, слова доброго, может очи сердечные закрыты. Но вывод один, если человек так написал, значит он ещё не потерял надежду, значит ждёт, что кто то даст ему разумный на это ответ, значит ждёт поддержки в интернете хотя бы, потому что там в Церкви не нашел этой поддержки и скорее всего со стороны людей. И это неудивительно, везде есть агнцы и волки и в Церкви тоже. Просто этот человек в чем то разачорования- или в ком то. И 20 лет не беда, беда прожить всю жизнь и ни разу не быть на богослужении, ни разу не пойти в Храм, не исповедоваться, не причаститься, вот это жизнь без толку. Разачорования Дай Боже пройдет, со временем Господь обратит мысли этого человека к добру, а вот, что делать с теми, кто в миру верит в душе им разачорования не приходит и им Церковь не нужна. 20 лет просто так не пройдут, толк все равно будет.

  • Ирина
    Ноябрь 30, 2019 15:24

    Согласна со словами Наталии: “Если за 20 лет человек с такой горечью говорит подобное – надо разбираться, что именно он имеет ввиду. Может, он переживает из-за того, что сам мало изменился в лучшую сторону, несмотря на длительное пребывание в Церкви”. А ответ, мне кажется, в словах о. А. Ельчанинова: «Можно чувствовать себя лишенным благодатных утешений и всё же сохранить твердую волю, согласную на всё то тяжелое, что посылает нам Господь, и смиренно принимающую всё, вплоть до того состояния душевного упадка, который мы ощущаем. Если мы сумеем с такими чувствами переносить периоды сухости сердечной, то они явятся для нас плодотворным духовным упражнением».

  • ВЛАДИМИР
    Ноябрь 28, 2019 0:47

    ВЫ ХОДИТЕ В ЦЕРКОВЬ С ЛЮБОВЬЮ К БОГУ,А ЛЮБОВЬ НИЧЕГО НЕ ПРОСИТ !

  • Николай
    Ноябрь 26, 2019 13:13

    В статье, выскажу субъективное мнение, отсутствует разбор следующего: люди ходят в церковь чтобы что-то получить либо на этом свете (назовем это “блага” или “помощь”), либо на том (назовем это “рай”). Отсюда и такие высказывания, раз ни разу не получил реальной помощи, а только наставления в “слепой” вере (за все говори спасибо), а жизнь как была так и осталась, то и задумывается человек, правильно ли он поступал – получать “пинки” от судьбы можно и не ходя в церковь. Поэтому и сетует. Впрочем, каждому свое – кому суждено сгореть, тот не утонет. Так и здесь, одним – небо в алмазах, другим – небо в … Кроме совета терпеть вряд ли что услышишь. С уважением!

  • mit.nepa
    Ноябрь 25, 2019 7:52

    А то что сам на своих ногах ходишь вот тебе и толк. Один просил машину у Всевышнего ругал что не дает а потом купил да через год и разбился еще и двоих девочек с собой взял. Во сне мне приснился со свечкой одной сидит а помещение маленькое сырое а стены и потолок из железа черного сделаны света не видит плачет и молчит. Вот и на просился. Господи как есть так и есть и больше мне ничего и не нужно, ходил и буду ходить в церковь там душе спокойно, и с Богом в сердце жить легче.

  • Маргарита
    Ноябрь 23, 2019 14:34

    Наталия, можно было бы “разобраться”, если бы этот человек обратился к священнику со своим вопросом, а он, скорее всего это в соц.сетях пишет, где его сообщество.Я так поняла из начала статьи:”Встретил в сети рассуждения по теме: «Двадцать лет хожу в церковь, а толку нет». Возможно ли это? “

  • Alex
    Ноябрь 23, 2019 3:25

    Бердяев писал, что человек сделан Господом из “нечто” единственным качеством которого является суть – свобода. Это внутреннее требование бывает разрушительным и созидательым. В нем нет разума. Получается, что мы сами, те самые темные силы. Посмотрите на природу. В ее красоте тысячи жующих челюстей разрывающих плоть для удовлетворения голода и жажды размножения. Я думаю Церковь помогает находить баланс между двумя состояниями, нормальными для человека в среде, которую создал Бог. Это жажда свободы и разрушения и духовной красоты и любви к окружающему миру. Этот баланс сложно определить самому, но необходимо найти каждому.

    • Владимир Гурболиков
      Ноябрь 23, 2019 16:59

      Не совсем так: Бог человеку предложил мир, в котором как раз не предполагалось разрушения. То, о чём Вы пишете, это следствие грехопадения. О том, в чем оно заключалось, советую найти и прочесть статьи у нас на сайте. А то многие думают, будто всё дело в самом плоде: скушали, а Бог почему-то выгнал… Нет, всё иначе. Не сложнее, на самом деле (то, что произошло, мы видим между людьми чуть ли не каждый день), но совершенно иначе. А результат — состояние разрушения и страдания.

  • Александр
    Ноябрь 22, 2019 19:06

    а может просто мозгов нет что бы понять что поход туда тупость

  • Наталья
    Ноябрь 21, 2019 9:11

    Спасибо за очень полезную статью для всех православных , воцерковленных и на пути к этой жизни. Периоды апатии и охлаждения в вере известны многим христианам, но Господь попускает это для нашего духовного “закаливания”, ведь мы живем в мире, полном искушений. Есть такое выражение – Господь целует даже наши намерения идти в церковь. Спаси Господи.

  • Наталия
    Ноябрь 21, 2019 8:04

    “Двадцать лет хожу в церковь, а толку нет…» Хотелось бы наконец понять, что за «толк» подразумевают и надеются получить? ”
    Так если автор не знает, что имел ввиду человек, сказавший эти слова – какой смысл писать данную статью, обличая в недостатках людей, о которых ему ничего не известно?
    Думаю, подобным людям нужны, прежде всего, помощь, любовь. Возможно, у них психологические раны, и серьезные. Вряд ли им можно помочь подобными сухими,обличительными статьями. Не все так просто. Если за 20 лет человек с такой горечью говорит подобное – надо разбираться, что именно он имеет ввиду. Может, он переживает из-за того, что сам мало изменился в лучшую сторону, несмотря на длительное пребывание в Церкви.
    Не зная наверняка причины этих слов, радостей и боли этого человека – зачем писать о том, чего не знаешь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *