«Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную»

Толковый словарь с Юрием Пущаевым

тело и кровьБогослужение Великого четверга посвящено вспоминанию о Тайной Вечере, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Евхаристии – Таинство Святого Причащения. Это главное христианское Таинство в истории служило предметом преткновения и соблазна для очень многих людей (заметим в скобках, особенно для людей образованных и привыкших мыслить рационально или даже рационалистически). Как такое может быть, спрашивали они, – чтобы хлеб и вино стали Плотью и Кровью Бога? Как Бога можно пить и есть, принимая Его внутрь себя?

Но ведь действительно, на Тайной вечере Христос, указывая на преломленный хлеб и вино, говорит, что это и есть Его Тело и Его Кровь:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28).

На самом деле, в Таинстве Причащения, в его установлении есть своя, с позволения сказать, железная логика – но не логика рационального или эмпирического мышления, а логика веры и стремления к спасению. Как говорил философ Л. Витгенштейн, много размышлявший над проблемами религии и этики, стремящийся к спасению нуждается «не в мудрости в мечтах или рассуждениях, а в уверенности. – Эта уверенность и есть вера. Но вера есть то, в чем нуждается мое сердце, моя душа, а не мой размышляющий рассудок… Жажда спасения как бы умиряет сомнение».

Святое Причащение дает возможность быть в единстве с Богом, причем не только духовно или идеально, но и в том числе телесно. А это и подразумевает полное причастие, реальная принадлежность чему-либо – когда человек принадлежит ему не только в идеальном смысле, но и телесно, физически, то есть — полностью. Так что есть большой смысл в известном афоризме «Человек есть то, что он ест».

Очень интересно в этом контексте, что когда Христос предраскрывал спасительный смысл Евхаристии в Беседе о Хлебе Животном в Капернаумской синагоге («Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51)), чуть позже в этой беседе употреблен древнегреческий глагол τρώγω (trōgō). А этот глагол означал не только и не столько «есть», а еще и – «жевать», «грызть», «глодать». Поэтому строка 54 из 6 главы Евангелия от Иоанна по-русски может звучать и так: «Жующий (или глодающий, или глотающий, или грызущий) Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Так что это слово τρώγω, буквально означающее «жевать» или «глодать», не допускает спиритуалистического или идеалистического перетолкования смысла Таинства Евхаристии. Неслучайно этот глагол в языке Нового Завета использован полемике с теми иудеями, которые «возроптали из-за того, что Христос сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. а6.41). Употребление этого глагол словно подчеркивая прямой, телесно-материальный смысл вкушения Плоти и Крови Христа.

При этом все равно, смутились даже многие из Его учеников. Они, «слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Более того, эти многие, как говорится далее, теряют веру: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6.66). Христос же обращается к двенадцати апостолам, которых избрал Сам, и спрашивает, верят ли они Ему. И Симон Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». (Ин. 6.68-69).

В дальнейшем в истории многие даже очень умные люди спотыкались на том, что не могли принять Таинство Евхаристии, осуществляемое в Церкви. К ним принадлежал, например, и великий русский писатель Лев Толстой. Он неоднократно писал в своих дневниках, что участие в этом Таинстве, пока он ходил в храм, всякий раз было связано у него с мучительными переживаниями. Он все никак не мог заставить себя поверить, что он и правда причащается Тела и Крови Бога, и поэтому свое участие в Причащении он воспринимал как нечто фальшивое, ненастоящее. Более того, как считают многие исследователи творчества Толстого, его нападки на Церковь и отход от нее во многом были связаны у него с радикальным неприятием Таинства Причащения, словно одно неизбежно повлекло за собой другое.

На анонсе фото СПДА

Другие материалы, посвященные Страстной неделе и Великому четвергу, читайте в рубриках сайта журнала «Фома»

О том, что такое причастие, и как к нему готовиться, читайте в рубрике Причастие.

pushaev ПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (10 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Апрель 9, 2015 22:36

    Объяснили бы тогда почему же в посты поставляется запрет на мясо, ежели мы едим человеческое мясо и пьём человеческую кровь (даже не кровь животных, мясо которых дозволено употреблять человеку в пищу, а человеческую — употреблять которую непозволительно вообще никогда) вопреки первому апостольскому постановлению («Деяния Святых Апостолов»15:28, 29),гласящему: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ … КРОВИ»?
    Господь мучается на Кресте, истекая кровью, а христиане зубами рвут («жуют»(*), «грызут»(**), «обгладывают») Его истерзанное Тело и, как упыри, сосут Кровь? Или, всё-таки, это тельце Младенца, раздробленное на части? Картина людоедской «евхаристии» однако! Хроника криминальных преступлений отдыхает. Господи помилуй!
    Т. о. христиане являются антропофагами?! Скажите, а что же такое Тело и Кровь Богочеловека? Это «кожаные ризы»? Божественный (!) Апостол говорит: «Один перстный, другой небесный…. (1 Кор. 15:47) 44. … сеется тело душевное, восстаёт тело духовное… 45. «…первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий… 47. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. 48. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные 49. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 50. Но то скажу вам, братья, что ПЛОТЬ И КРОВЬ НЕ МОГУТ НАСЛЕДОВАТЬ Царствия Божия, и тление не наследует нетления. 51. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся»…….
    Почему Господь по Воскресении является ученикам в разных образах, так что они (самые близкие ученики, которые не один год Его знали) Его не узнают?…
    Как же речь идёт о «ЖЕРТВЕ БЕСКРОВНОЙ», ежели это мясо и кровь Христовы? Мы Апостолу верим или не верим?
    Мысль проф. Осипова о единосущии всего тварного (состоящего из элементарных химических элементов) понятнее. И слова св. Григория Нисского «кто видит хлеб, тот некоторым образом видит человеческое тело, потому что хлеб, будучи в теле, делается телом, так и там богоприемное Тело Принимавшего в пищу хлеб в некотором отношении было с Ним одно и то же по причине, как сказано, в естество тела преложенной пищи», можно, как раз, так и трактовать.
    Триединство Бога объяснить не можем? А нетварные энергии св. Григория? А Причастие таки легко объяснили. Главное, логично… весьма «логично рационально или эмпирически», а также «рационально или даже рационалистически»…
    «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоанна 2:15)…

    Свт. Иоанн Златоуст Ст. 25-27 «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25)… Но что означают слова: «сия чаша есть новый завет»? Была чаша и ветхого завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился. Сказав о вечери, далее (апостол) соединяет настоящее с прошедшим, чтобы верующие были и ныне в таком же расположении духа, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе (с апостолами) и принимали от самого Христа эту жертву, и говорит: «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, СМЕРТЬ ГОСПОДНЮ ВОЗВЕЩАЕТЕ, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: «сие творите в мое воспоминание», открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, – и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, – так и Павел говорит здесь: «ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете». Такова эта вечеря!..»
    Толковый словарь:
    * «Разжёвывать» — Объяснять просто для понимания, растолковывать что-либо слишком подробно.
    ** «Грызть» гранит наук — упорно, настойчиво учиться, овладевать знаниями.

  • Павел
    Апрель 10, 2015 10:01

    Смущает название. Может быть все-таки «ядущий» а не «жующий». Поправьте если я ошибаюсь.

    • Андрей Зайцев
      Апрель 10, 2015 12:06

      Уважаемый Павел, это один из вариантов перевода, подчеркивающий буквальность происходящего. Об этом и пишет уважаемый Юрий Пущаев.

      • Павел
        Апрель 10, 2015 12:45

        Спасибо.

  • Сергей
    Май 3, 2015 13:00

    Выражение «жующий» и все подобные варианты перевода слова τρώω (зачем в статье приведена альтернативная форма τρώγω?) не совсем корректны в части передачи слов Господа Иисуса Христа. Сомнительно, чтобы Господь именно в таком смысле объяснял своим ученикам сущность причастия. Еще хотелось бы напомнить, что Господь общался со своими учениками на арамейском языке, а не на κοινή διάλεκτος, и более корректно было бы обсуждать эту фразу в разрезе особенностей арамейского языка. Что вы скажете насчет этого слова ܐܟܠ на арамейском, которое как раз и означает «есть» и «вкушать»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.