Зачем христианину Ветхий Завет?

Закон как детоводитель и лестница в небо

Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?

Сдаем полбиблии в музей?

И в самом деле, зачем? Ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую. Название «ветхий» как будто подсказывает, что и первая часть Библии «обветшала», утратила для нас значение. Так ли это? Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»). Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное — слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя. Кто-то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…

Подобную мысль высказывал богослов II века от Р. Х., Маркион из Синопа. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. Между ними нет ничего общего; до Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.

Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, Новый ему пришлось существенно сократить. Маркион оставил всего лишь одно Евангелие и десять апостольских посланий, да и оттуда выкинул все, что касалось телесности Христа, реальности Его земной жизни. Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность — зло, и нужно избавиться от нее ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел человеком, но был лишь бесплотным духом, слетевшим с небес, чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге. Он не рождался и не умирал на земле, страдания на Кресте, после которых Он вознесся на небо, были лишь видимостью. Разумеется, Его ученики многое перепутали и записали неправильно (такую оговорку делает практически каждый, кто желает «отредактировать» Евангелие по своему вкусу).

Это учение было отвергнуто Церковью, его несостоятельность подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени. Действительно, такое «христианство», несовместимо с самыми основами веры Церкви. Зато подходит гностикам и всяким околохристианским сектам, стремящимся использовать Библию в своих целях. Церковь, напротив, провозгласила и подтвердила не раз, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для нее нераздельно.

Отбросить Ветхий Завет — это значит отказаться от плоти, от человеческой природы Христа. Дело не только в том, что в Его истории исполняются пророчества и намеки, которыми полон Ветхий Завет, так что в Евангелиях значимым оказывается и место (рождение в Вифлееме), и время событий (распятие перед Пасхой), и даже отдельные детали (римские солдаты не перебили голеней Иисуса, как нельзя было ломать и костей пасхального агнца).

Дело еще и в том, что история спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. Более того, его «кровавость» во многом объясняется тем, что это — честное и подробное повествование о падшем человечестве, а не святочный рассказ о чем-то милом, но совершенно нереальном. И если мы тоже будем честны, нам придется признать, что именно Ветхий Завет лучше, чем все остальные древние книги сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.

Ни в одной из них человеку не говорили с такой поразительной простотой «не убивай, не кради, не прелюбодействуй». В самом деле, теперь люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются делом доблести и чести, хотя бы стараются замаскировать это свое отношение разными красивыми словами. В недавно вышедшем фильме «Апокалипсис» как раз показано общество, где заповедь «не убий» просто никому не приходит в голову. Не думаю, что мы хотели бы там оказаться. А ведь когда-то так жило всё человечество.

zachem-hr-vz_3

Ступени в небо

Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось. Опыт миссионеров, работавших среди диких племен Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно. Можно ли говорить о любви к ближнему с каннибалами, которые ближних любят так, что аж пальчики облизывают?

Впрочем, и без каннибализма в таких племенах случаются чудовищные вещи. Мне лично доводилось беседовать с человеком, проведшим двадцать лет в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»). Папуасы видели в материальных предметах, привезенных белыми людьми, высшую ценность и понимали проповедь о Христе сквозь призму этого культа. Услышав, к примеру, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу положило инструменты, одежду и прочие припасы, чтобы, когда распятый воскреснет, получить вместо одного топора сразу сотню.

Нет никаких сомнений, что если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», как называли этот процесс раннехристианские писатели, никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать. Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл все же Ветхий Завет.

В книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). В каком-то смысле Ветхий Завет — та самая лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям, чтобы те могли оторвать свой взор от земли, потянуться к чему-то высшему.

Мы, в конце концов, просто не поймем в Новом Завете почти ничего, если не обратимся к Ветхому. Главное его событие — крестная жертва Христа. Но что такое жертва? Зачем она нужна? Кто и по какому поводу ее приносит? Всё это можно понять только из Ветхого Завета.

Ведь человечество в самом деле было совсем не таким, как сейчас. Читая не только Ветхий Завет, но и другие тексты того времени, мы видим, что заповедь «не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось не просто нормальным, но очень похвальным и «крутым». Поэтому Ветхий Завет — лестница, по которой человечество (прежде всего избранный народ, Израиль) восходило на ту ступень, на которой оно могло принять Евангельскую весть. И главную роль в этом играл Закон.

 

Закон как детоводитель

Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются — такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия — в беспощадную мстительность.

Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение — но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное — только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая — излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.

Сами по себе эти правила могут показаться нам — людям современного мира — архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом — скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.

Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер 9:25-26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

А позднее — и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим 2:25-26). То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет — они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди. Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.

Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу (Гал 3:24-25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.

zachem-hr-vz_1

Мы выросли из Ветхого Завета?

Но теперь-то, скажет читатель, теперь-то у нас есть Новый Завет, мы в школе, зачем нам «детоводитель»? Пусть он был важен когда-то, но эти времена давно прошли. Однако не забудем, что этот самый раб еще и забирал ребенка из школы и отводил его домой. В самом деле, можем ли мы сказать, что мы полностью выросли из Ветхого Завета, преодолели его?

Это не просто древняя история, но Священная История (так часто и называют Библию), к которой мы постоянно обращаемся в наших молитвах и размышлениях. Некоторые знают, к примеру, что на утрени в православных храмах поется канон, состоящий из восьми или девяти песней. Но все ли помнят, что эти песни, кроме последней, привязаны к Ветхому Завету (песнь израильтян после перехода через море, песнь трех отроков в печи вавилонской и так далее)?

Конечно, ритуальные предписания Ветхого Завета христиане сегодня не соблюдают (в протестантизме, впрочем, есть исключения вроде адвентистов): они не хранят субботы, едят свинину и не приносят жертв. Но все без исключения христиане призваны следовать в своей жизни тем принципам, которые заложены в этих предписаниях: уделять часть своего времени молитве и священному покою, остерегаться всякой нечистоты, наконец, жертвовать Богу и ближнему если не своих баранов, то свои силы, время, средства, дарования.

А что сказать о Законе и нормах морали? Можем ли мы с чистым сердцем утверждать, что превзошли ветхозаветные нормы ? Вовсе нет. Я был бы очень рад, если бы наши чиновники неукоснительно применяли на деле такой замечательный ветхозаветный принцип, как равенство всех и каждого перед законом, независимо от занимаемой должности и влиятельных друзей.

Или возьмем знаменитый принцип око за око, зуб за зуб (Лев 24:20). На первый взгляд, он призывает бесчеловечно калечить преступников, но на самом деле ограничивает возмездие: ты не можешь причинить обидчику большее зло, чем он нанес тебе. Как было бы здорово, если бы в международных отношениях все страны руководствовались этим принципом! Увы, до сих пор за одну угрозу выбить зуб обычно сразу сносят голову — если сил хватит, разумеется. Кстати, еще совсем недавно на площадях цивилизованных стран рвали языки и ноздри, рубили руки — но Ветхий Завет не знает калечащих человека наказаний. Даже бичевание ограничено в нем сорока ударами, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен (Втор 25:3). Вслушаемся: осужденный преступник — это твой брат, достоинство которого ты должен беречь даже при наказании. Мы что, это уже переросли? Еще не доросли, по-моему.

Сам Христос постоянно подчеркивал, что пришел не нарушить, а исполнить Закон. В самом деле, принципиально новое в Новом Завете — весть о чуде боговоплощения, о Христе. А многое из того, что мы обычно относим к Его проповеди, уже прозвучало в Ветхом: и «люби ближнего, как самого себя» (Лев 19:18), и даже обращение к Богу как к Единственному Отцу (Ис 63:16). Просто там эти изречения несколько теряются среди множества подробностей и деталей, а Христос приводит их с особой силой, сжато, выразительно, а главное — подает совершенный пример исполнения этих слов. В столкновениях с книжниками и фарисеями Он отрицает вовсе не Ветхий Завет, а неверное, приземленное его понимание и агрессивное навязывание таких стереотипов всем остальным.

 

Будьте святы!

Помимо всего прочего, призывы Нового Завета обращены прежде всего к отдельной личности, а Закон Ветхого Завета — к коллективу. «Подставь другую щеку» — это прекрасно и высоко, но это можно исполнить только в отношении себя самого. Государство не вправе подставлять щеки своих сограждан преступникам, оно обязано их наказывать, и в том, как это делать, оно вполне может руководствоваться принципами Ветхого Завета. Именно на нем и основывается множество норм современного права и просто обычаев. Откуда, интересно, взялись наши еженедельные выходные? Никому и в голову не приходило их устраивать, пока не появилась заповедь о субботе.

А для отдельного человека Ветхий Завет — это тот предел, ниже которого нельзя опускаться. Новый Завет ставит очень высокие идеалы, говоря: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:18). По сути, это значит: станьте подобны Богу! Но и в Ветхом было сказано: Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45).

Обратим внимание на эту разницу. Евангелие подсказывает нам, что нет предела совершенству, Левит дает достаточно высокое, но выполнимое задание. Ведь святость в Ветхом Завете не есть некая очень высокая ступень личной праведности, но скорее обособленность, непричастность мирскому, избранность для Бога. «Будьте Моим народом!», призывает Бог израильтян и подробно объясняет, как этого достичь.

Именно поэтому очень многие места Ветхого Завета не утратили своей актуальности и сегодня. Псалтирь в православном храме звучит чаще Евангелия, ведь все богослужение буквально пронизано цитатами из псалмов. В самом деле, какая еще книга так полно и многообразно передает напряженный диалог человеческой души с Богом?

Евангелие даёт нам абсолютные ценности, но мало говорит о повседневном. Зато книги Премудрости (например, Притчи) дают множество наставлений для практической жизни. Конечно, многое изменилось в нашем быту с тех пор, как эти слова были написаны, но основные принципы, стоящие за ними, непреложны.

Наконец, именно в Ветхом Завете мы встречаем множество живых образов, близких нашему собственному жизненному опыту. Мы возмущаемся несправедливостью мира вместе с Иовом, мы торжествуем вместе с Давидом, мы плачем с Иеремией и вместе с Исайей ожидаем нового неба и новой земли. Нам есть с кого брать пример и в Ветхом Завете.

Маркион был прав в одном: если выбрасывать на помойку Ветхий Завет, то и от Нового мало что останется. Христос окажется бестелесным призраком вне времени и пространства. Нет, ветхозаветные праотцы и пророки — не просто череда фигур из древней истории, но наша собственная история, которая берет свой исток в седой древности, но сбывается здесь и сейчас. Мы в одной с ними Церкви.

 

Иллюстрации Юлии Кузенковой

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (13 votes, average: 4,31 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Eva
    Апрель 19, 2015 15:45

    Спасибо. Дочитав до середины и погрузившись, и даже успев привыкнуть к этому бесконечному истреблению народов, вдруг появился этот вопрос: а нужно ли православному читать Ветхий Завет… Я уже задавала его священнику в церкви и получила ответ, что лишнее это ему. Еще я спрашивала разных людей, которые не один десяток лет ходят в храм, и получала ответы, что они его не читали и не читают… Спасибо за разъяснения, пойду читать дальше)))

  • Любовь
    Август 16, 2015 10:26

    Вопрос: зачем христианину Ветхий Завет и, вообще, нужен ли он ему – не нов. Очень многие не читали Ветхий Завет и не страдают от этого. Но как только человек начинает понимать его, начиная понемногу углубляться – это отношение резко меняется. По новому открывается и Новый Завет тем, кто знаком с Ветхим Заветом. Я веду беседы по В.З. в храме, потому что, окончив Богословские курсы, поняла, как много мы теряем, пренебрегая этой частью Библии. И постепенно это открылось и моим слушателям. Им уже не страшно читать эту часть Священного Писания, каждое имя, упоминаемое в Новом Завете, взятое из Ветхого, уже говорит им о многом. И это несказанно радует. Поэтому тех, кто еще не открыл для себя Ветхий Завет, но хочет это сделать, ждет много интересного и полезного!

  • Татьяна
    Октябрь 11, 2015 11:44

    А сначала оешила читать В.З., чтоб все последовательно было, правда чуть меньше половины не дочитала, переключилась на Н.З., т.к. сказали, что сначала его надо прочесть. Так вот лично у меня не было такого отвращения к В.З. , а сложилось впечатления, что Господь учился быть еще более милосердными терпимым к своим грешным детям. Ведь он как отец говорил, чтобы Его слушали и учились не грешить. А наша ВОВ не аналогичный пример, как перед войной истребляли верующих и храмы рушили, вот и наказали себя сами

  • Василий
    Май 29, 2017 8:42

    а зачем проверять мой комментарий. Для того чтобы только нужных вам пропускать что ли???

    • Владимир Гурболиков
      Май 29, 2017 10:24

      Затем, что в текстах комментариев нередко содержатся: спам, оскорбления (некоторые напрямую нарушают законы РФ), сомнительные советы (на вопросы, которые адресованы священнику), и так далее. Мы не считаем комментарии под статьёй территориями “дикого запада”. И вынуждены пропускать все записи через премодерацию. Например, выражения, которые Вы применили, мы бы советовали Вам проверить. Если снять первое и последнее предложения, то к комментарию не будет вопросов, а мысль Ваша останется вполне ясной.

  • Петр
    Август 24, 2017 5:15

    Бог ветхого завета полностью соответствует Сатане. Вполне вероятно, что Сатана сверг настоящего Бога и по сатанински имитирует настоящего Бога.
    Заслуга Христа в том, что он сверг Сатану и старался создать Царство Божие на земле. Но римляне увидели в нем опасного противника и казнили его казнью рабов, распятием на кресте. Я не претендую на истину, это понимание возникло после многолетнего изучения библии в составе Ветхого и Нового заветов. Ветхий – не старый, как трактует автор статьи, а устаревший, бесполезный как трактует апостол Павел в Новом завете.

  • Савельев Захар
    Август 25, 2017 14:34

    Петр, вынужден с Вами кардинально поспорить. Бог в Ветхом Завете и Бог в Новом Завете, при всей разности обстоятельств, при которых совершается Его воля – это один и Тот же Бог. И действует Он одинаково. Конечно, читая В.З. содрогаешься от слов “Бог сказал предать смерти всех амаликитян, убейте женщин и детей, так сказал Бог”, и когда слышишь совершенно иное в Н.З. о милосердном самарянине. Вся проблема не в Божестве, вся проблема в нас и, на мой взгляд, аргументом является не то, что люди Ветхого Завета были “грубее”, “жестче” нас, проблема в том, что Бога тогда никто не знал. Божество и человечество были слишком далеко, вернее, Божество всегда было очень близко к человеку, но человек был далек от Божества. Проблема заключалась в том, что люди, совершив грехопадение, пали (к сожалению) и оказались слишком далеко от Бога своим сердцем, но при этом, раздумывая о вечности, наблюдая за какими то чудесами природы, стали обожествлять природу, создавать некий свой “трамплин” на небеса, но это иллюзия. На самом деле, человек угождал сам себе, своим страстям (недостаткам), и это губило человечество. Потому что человек думал, что тем самым он как-то направляется в вечность, но на самом деле, он погружался в бренное бытие. И Бог, когда является Моисею в неопалимой купине, говорит ” Я есмь Сущий” (Я есть Единственный Существующий). А поскольку Он есть Единственный Существующий Субъект, то именно у Него есть подлинное бытие. И эти же слова говорит Христос при встрече с самарянкой: “у Меня есть вода жизни, кто ее испиет, тот не будет жаждать во веки”, то есть у Иисуса, как у Бога, есть жизнь, подлинное бытие, которое Он может дать тем, кто к Нему обращается. И в В.З. Бог открывался одному народу, через которого научил весь мир о Едином Боге, не множестве богов, которые на самом деле являлись неким средством удовлетворением своих “потребностей” отсюда и священная проституция, и т.д. А о Боге как Живой личности, вообще вся Библия говорит о Боге как о Живой Личности “Боге Ревнителе”, который говорил своему народу убейте тех людей не по своей кровожадности, но для того, чтобы народ понял, Бог реальность а не какая то непонятная теория, и, мне кажется (предупреждаю, что это только моя субъективная теория), Бог не оставил в аду тех, язычников, которых убили иудеи, завоевывая их территорию, но это решение только Бога, о котором мы не знаем. Скажите, если Сатана “сверг” Бога, то почему Иисус, который пришел свергать Сатану на земле и строить на Рай на Ней, опирается на слова сказанные Богом а по-Вашему Сатаной в Ветхом Завете? И, причем, говорит следующие слова: “Я пришел не нарушить Закон и пророки, но исполнить” а пророки как известно говорили от Бога, а по Вашей теории от Сатаны, зачем?

  • Игорь Поспехин
    Август 26, 2017 18:29

    Конечно, Ветхий Завет необходимо читать и знать в качестве исторического контекста для лучшего понимания того, что произошло после сошествия Господа Христа, что было упразднено, что было переведено на качественно иной духовный уровень. Христос опирался на Писания Ветхого Завета, но как переводил ветхозаветные принципы в качественно иное измерение: “сказано древним “не убивай”, а Я говорю вам “не гневайтесь и не раздражайтесь”; сказано древним “око за око”, а говорю Вам “любите врагов ваших”. Апостол Павел пишет, что все, описанное в Ветхом Завете – это образы для нас, достигших последних веков, чтобы мы не были похотливы на злое. То есть, Ветхий Завет не вероучителен для христианина, но полезен для наставления в истине. Не вероучителен потому, что Христос дал нам новую заповедь, и как пишет апостол в Послании к Евреям 7:12 “с переменой священства должно быть и перемене закона”. Христиане живут по закону любви, Дух Святой, от которого они рождаются, преображает их изнутри, чтобы помышления сердечные были чистыми. В Ветхом Завете акцент был на делах и поступках, в Новом Завете – на “внутренних источниках”. Хотя умнейшие и наиболее просвещенные представители Ветхого Завета понимали этот принцип. Соломон ведь писал в Притчах “паче всего хранимого, храни сердце, ибо из него источники жизни”. Любовь к Господу побудила Давида записать свои одухотворенные молитвы в Псалмах, есть замечательные откровения в книге пророка Исайи и у других пророков. Но не случайно Господь сказал: “из рожденных женами не восставало больше Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Божьем большего него”. Почему? Да потому что им открыто то, что не было открыто древним израильтянам по причине сошествия Духа Святого в Пятидесятницу. Конечно открыто это лишь тем, кто рожден от Духа, к чему Господь призывал иудейского учителя Никодима.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.