“Церковь веками сжигала ученых”. А на самом деле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в очередной видеотрансляции на странице «Фомы» в Facebook говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев. Следите за новостями, чтобы не пропустить очередной прямой эфир, во время которого вы сможете задать вопросы.

В последних выпусках мы говорили о научном аргументе доказательства Бога и о вопросах, связанных с ним. В ответ пришло много вопросов и возражений от читателей. Попробуем на них ответить.

 

А как же вековой исторический конфликт между наукой и религией?  

Тут все очень просто — никакого “векового конфликта” не было. Миф о конфликте возникает только ближе к концу XIX века, и мы даже знаем его авторов — это Джон Уильям Дрейпер, выпустивший в 1874 в США книгу, которая называлась “История борьбы между наукой и религией”. Другой автор, Эндрю Диксон Уайт, примерно в то же время писал антирелигиозные статьи, а в 1896 году выпустил книгу “История войны между наукой и богословием в христианском мире” В наше время историки науки не поддерживают модель конфликта, которая у Дрейпера и Уайта строится на двух эпизодах, относящихся к Галилею и Дарвину, и предпочитают так называемую “комплексную” модель, поскольку религиозные деятели занимали самые разные позиции по отношению к науке.

Известный биолог, и по личным убеждениям агностик, Стивен Джей Гульд, говорит: “Повествование Дрейпера и Уайта резко отличается от того, что в действительности происходило во взаимоотношениях между наукой и религией… Оба используют мифы для того, чтобы поддержать свое видение истории — такие, например, как миф “плоской земли”.

 

Но все знают, что церковники сжигали ученых за веру в то, что земля круглая!

Эта популярная фраза содержит два утверждения:

1. Церковь верила в плоскую землю.

2. Церковники сжигали ученых за занятия наукой.

То и другое относится к характерным атеистическим мифам, которые кочуют из статьи в статью, из книги в книгу, и люди обычно не пытаются их проверять.

Но что произойдет, если мы все-таки проявим немного любознательности? О шарообразности земли людям было известно уже в античности — было давно замечено, что мачты корабля, уходящего в море, постепенно скрываются за горизонтом, и средневековые христиане и не думали этого оспаривать.

Что же до «сожженных ученых», то давайте попытаемся уточнить подробности — например, число мучеников науки. Сколько их было? Сколько жертв унесла вековая жестокая борьба между наукой и религиозным мракобесием?

Давайте попробуем это выяснить.

Обратившись к собственно атеистической литературе мы находим только двоих кандидатов на роль ученых, сожженных церковниками — Джордано Бруно, приговоренного римской инквизицией, и Мигеля Сервета, казненного в кальвинисткой Женеве. Был ли Джордано Бруно ученым, тем более великим? Это спорный вопрос, большинство источников предпочитают обозначать его как “философа” и “мистика”, а его сохранившиеся труды являются оккультными, а никоим образом не научными. Но вот что бесспорно — причины, по которым он был сожжен, не имели отношения к науке. Никто не ставил Бруно в вину каких-либо научных изысканий — причиной его обвинения и казни послужили его взгляды относительно Христа, Девы Марии, Таинств, а также его оккультные занятия. Нет ничего хорошего в том, чтобы сжигать людей за какие бы то ни было взгляды — но надо отметить, что взгляды, за которые пострадал Бруно, не имели отношения к науке. Оккультисты, поклонники Гермеса Трисмегиста и тайных искусств еще могут числить его своим мучеником. Но мучеником науки он не является ни в малейшей степени.

Мигель Сервет — действительно ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы “борьбы науки и религии”. Сам Сервет был фанатично религиозен; именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его на костер. Он был осужден из-за своей книги “Восстановление Христианства” в которой отрицал Троичность Бога и вообще высказывал крайне еретические с точки зрения Кальвина (да и всех остальных) взгляды. Разумеется, сжигать еретиков — а равно кого бы то ни было вообще — дурно. Но религиозные лжеучителя никак не являются мучениками науки — они являются мучениками соответствующих религиозных учений.

Итак, есть ли у нас ответ на вопрос “сколько ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?” Есть, и очень точный. Ни одного.

В “деле Галилея” католические церковные власти действительно принуждали великого ученого отказаться от его научных воззрений; их позицию, в историческом контексте, можно признать отчасти понятной, хотя, несомненно, ошибочной. Но был ли Галилей сожжен? Нет. До чего дошли зверства инквизиторов в этом, хрестоматийном и кульминационном случае противостояния науки и религии? Галилей был приговорен к домашнему аресту, который проводил, первоначально во дворце своего друга архиепископа Пикколомини в Сиене, а затем — у себя на родине, в Арчетри.

Разве религия не подавляла науку?

Это еще один популярный миф — в действительности дело обстояло ровно наоборот. Наука создана христианами. Возьмите, например, школьный учебник физики или химии и удалите оттуда все страницы, посвященные верующим христианам. С чем вы останетесь? Если мы посмотрим биографические данные о Бойле, Ньютоне, Паскале, Лавуазье, мы обнаружим, что все они не просто принадлежали к христианской культуре, но были людьми глубоких личных религиозных убеждений. Так, никто не заставлял Бойля, например, переводить на гэльский язык Библию и финансировать миссию в Индии – это было проявлением его личной веры. Ньютон был верующим человеком, но при этом он отказывался присоединиться к государственной англиканской церкви, что создавало ему определенные проблемы в жизни, но он относился к вере достаточно серьезно, чтобы их терпеть. Его наследие содержит гораздо больше толкований Писания, чем собственно физических трудов. Блэз Паскаль – не просто верующий человек, но выдающийся христианский мыслитель и апологет. Можно вспомнить Фарадея, который проповедовал в Церкви с кафедры. Максвелл и Пастер также были верующим людьми. Европейская наука создана христианами – это исторический факт.

Верующие люди внесли — и продолжают вносить — огромный вклад в ее развитие. Например, теорию расширяющейся вселенной выдвинул католический священник – Жорж Леметр. Один из создателей синтетической теории эволюции Феодосий Добжанский — православный христианин. Выдающийся современный генетик Френсис Коллинз был руководителем проекта расшифровки генома человека, сейчас директор Международного института здоровья человека – известен как христианин.

Научных достижений у этих людей заметно больше, чем у членов сообщества «ру антирелижн». Таким образом представление о “конфликте науки и религии” совершенно неосновательно.

 

Читайте также:

«Мученики» науки: Галилей и инквизиция

Галилео Галилей: 14 интересных фактов

10 вопросов о вере от человека XXI века

«Научная вера»

Во что веровал Эйнштейн?

Математика в Новом Завете

ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (13 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Василий
    Апрель 27, 2017 10:06

    Факт существования в наше время креационизма, в т.ч младоземельного, и бездействие религий относительно распространения подобных лженаучных идей в своей среде, являются ярким свидетельством о существовании конфликта между религией и наукой. То что религия пытается примирится с наукой, к примеру католики более тепло относятся к теории эволюции, это конечно хорошо, но попытки замалчивать этот конфликт, пытаясь представить будто ничего подобного нет и не было идет только во вред процессу применения религий с наукой. Достаточно поискать религиозную литературу по теме эволюции, и убедится что большинство пропитано антинаучными и протестными настроениями против биологии и геологии. Пока религия молчаливо принимает лженауку конфликт между религии с наукой будет продолжатся. Религия может принимать научные теории, но вот особого желания принимать науку у религии пока не видно.

  • Сергей
    Май 3, 2017 16:17

    Василий, вы оперируете довольно абстрактными обобщениями. Наука не конфликтует, и не может конфликтовать с религией. Конфликт — это способ взаимодействия между конкретными людьми, которые обосновано, или не очень, аргументируют свои точки зрения. «Религия» и «наука» вполне умещаются в одной голове, о чём нам и сообщает обсуждаемая статья, и такие головы, как правило, оставляют заметный след в истории. Творения отдельных узких и бранчливых представителей остаётся на их совести, а вы пытаетесь обобщить популярные брошюрки на уровень конфессии. Говорите о науке — говорите научно (научный метод, кстати, в очень общем виде, тоже в статье представлен).

  • другой Василий
    Май 15, 2017 13:07

    Шарообразность Земли доказывается не парусами, а тем, что тень при лунном затмении всегда круглая, а всегда круглую тень даёт только шар. Именно такие рассуждения содержатся в «Точном изложении православной веры» Дамаскина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.