В Африке жил один мытарь (сборщик налогов) по имени Петр. Это был жадный, грубый и безжалостный человек. Подать милостыню нищим или хотя бы просто пожалеть того, кому приходится сейчас туго, — такое Петру даже в голову никогда не приходило. Но однажды с ним приключился странный случай, который полностью изменил всю его дальнейшую жизнь.
Как-то раз нищие и калеки, сидевшие на улице города, где жил Петр, стали вспоминать добрым словом людей, щедрых на милостыню. А также упомянули и тех, кто относился к ним жестокосердно. По общему мнению, самым жадным и немилостивым человеком в городе был Петр-мытарь, который ни разу не подал кому-либо из нищей братии хотя бы самую мелкую монетку. И тут один из нищих решил заключить с товарищами пари. Он побился об заклад, что сумеет разжалобить даже такого бессердечного человека, как Петр, и отправился поджидать мытаря к воротам его дома. Вскоре появился Петр. Он вел осла, навьюченного хлебами. Приблизившись, нищий стал просить у него милостыню ради Христа. Петр не слушал его. Нищий плакал, увивался вокруг него, умолял, упрашивал. В конце концов, он так надоел Петру, что тот стал искать вокруг камень, чтобы запустить в назойливого просителя. Однако камня не нашлось. И тогда, не имея под рукой ничего другого, Петр схватил один из хлебов и со злобой бросил им в нищего. Тот ловко подхватил хлеб и побежал к своим товарищам, хвалясь, что сумел выпросить подаяние у самого Петра-мытаря.
Вскоре после этого случая Петр серьезно заболел. Врачи и лекарства не помогали, болезнь все усиливалась. В одну из ночей, когда он лежал уже при смерти, ему открылась страшная картина: Петр увидал, что он уже умер и душа его предстала перед грозным судом. Посредине были весы, с одной стороны стояли светлые ангелы, с другой — страшные и бесчеловечные демоны. Демоны клали на чашу весов все злые дела Петра, и чаша была ими переполнена. Ангелы же не имели ничего, что можно было бы положить на противоположную чашу, потому что Петр не совершал в своей жизни вообще никаких добрых дел. Тогда ангел-хранитель Петра сказал: «Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который он подал ради Христа несколько дней тому назад, да и то лишь поневоле». С этими словами ангел положил данный Петром хлеб на чашу весов, и сразу же эта чаша перевесила все злые дела Петра. Демоны мгновенно исчезли. Тогда ангелы сказали Петру: «Иди, Петр, и прибавь к этому хлебу другие добрые дела, чтобы не взяли тебя бесы и не увлекли в бездну ада».
Проснувшись, Петр долго не мог прийти в себя, потому что видение было совершенно не похоже на обычный сон. Пожалуй, можно было бы счесть его горячечным бредом больного человека, если бы не одно обстоятельство. Петр вдруг вспомнил все грехи, которые он совершал когда-либо в своей жизни, включая и те, о которых он уже давным-давно позабыл. Именно эти забытые даже им самим грехи демоны предъявили ему на суде в видении. Тогда Петр подумал: «Если даже один хлеб, брошенный мною в лицо нищего так помог мне, что бесы не смогли меня взять, то насколько же сильнее может быть щедрая милостыня!»
С тех пор его будто подменили: не было в городе человека более милостивого, чем Петр. Спустя некоторое время он раздал нищим всё свое имение и освободил рабов, оставив лишь одного из них, с которым отправился в Иерусалим. Там Петр заставил раба продать самого себя в рабство одному из богатых палестинских христиан. Так богатый сборщик налогов по своей воле стал рабом. Теперь ему приходилось возить воду, работать на винограднике, убирать навоз в хозяйских конюшнях… Все это делал он добросовестно и безропотно. Хозяин вскоре понял, что раб ему достался необычный. После долгих разговоров он захотел отпустить Петра на волю, но тот категорически отказался от такого дара и продолжал служить у своего хозяина до тех пор, пока его случайно не опознали бывшие земляки и решили выкупить. Узнав об этом, Петр тут же оставил имение своего хозяина, напоследок исцелив именем Христовым привратника, бывшего немым от рождения. Больше о нем никто ничего не слышал. Убегая от человеческой славы, бывший мытарь Петр скрывался по тайным местам до самой своей кончины.
Читайте другие истории покаяния, рассказанные Александром Ткаченко
История вторая: Преподобный Моисей Мурин
История третья Преподобная Мария Египетская
История четвертая: Преподобный Ефрем Сирин
История пятая: Князь Владимир
Протоиерей Павел Великанов о значении покаяния в жизни христианина