Недавно в России было учреждено Общество русской словесности. Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Мы решили узнать, какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества. 

Отвечает Сергей Шаргунов, писатель, журналист, общественный деятель, радио- и телеведущий, главный редактор сайта «Свободная пресса»

 

Фото Владимира Ештокина

Больше всего меня волнует уровень подготовки не столько учеников, сколько учителей.

Первое. Многие учителя сегодня, как мне кажется, на знают, зачем нужны уроки литературы. Посмотреть презентацию или видео-ролик, прочитать краткое изложение, расставить галочки в тесте, списать с готовых сочинений, которыми кишит Интернет – большего учитель по литературе от своих учеников часто не требует. При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету – чему, в первую очередь, должна учить литература.

Второе. К счастью, в школу вернули обязательное итоговое сочинение по литературе – потому что очень важно, чтобы ученик не только читал, но и писал. Но у многих учителей совершенно утрачены навыки преподавания этого жанра. Сегодня сочинение чаще всего воспринимается как банальная отписка. О том, «раскрыл тему» ученик, или «не раскрыл тему» (как говорили раньше), никто сейчас не задумывается. А от попытки обдумать, отрефлексировать прочитанный текст и, пускай своими словами, без какого-то догматического канона, но все-таки выразить свои собственные мысли – вообще уходят. Хотя сочинение – это особый подход, требующий, я повторяю, не догматизма, а творчества.

Третье. Кроме всего прочего, важнейшая задача учителя литературы – заинтересовать ученика. Когда меня приглашают провести урок или лекцию, я всегда стараюсь как-то зацепить, развеселить или, что называется, «зажечь танцпол». Если учитель не пытается этого делать – скорее всего, произведение дети не прочтут или ни капельки в него не вникнут. А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина обязательно дошли до сознания учащихся.

К сожалению, сегодня значительно снизился статус учителя. Я говорю и об отношении к учителю в обществе, и о его материальном благополучии. Все-таки должно быть иначе: статус учителя обязательно должен быть высок.

Надеюсь, что Общество русской словесности, созданное под эгидой Патриарха, действительно станет открытой и внятной площадкой для обсуждения той катастрофы, которая происходит с нашим образованием в области русского языка и литературы. В частности Общество собирается провести форум учителей – и очень хочется, чтобы педагоги, посмотрев друг другу в глаза, вместе попытались найти выход из создавшегося положения. Потому что если посмотреть на баллы, которые считаются нормальными за ЕГЭ по русскому языку, оказывается, что бал у нас правят троечники…

Читайте также:

Александр Привалов: Куда приводят школьные реформы?

Общество русской словесности поможет сохранить русский язык и литературу, — патриарх

Круг чтения Сергея Шаргунова

Лицемерие хуже любой брани

 

Фото Владимира Ештокина

0
0
Сохранить
Поделиться: