Почему одни дети любят читать, а другие нет? Как хронические заболевания и клиповое мышление влияют на способность к чтению? Почему конкуренция и запрет подходить к книжному шкафу могут помочь привить любовь к книге? Об этом, многом другом и личном опыте рассказала писательница, журналист и мама двоих детей Ника Батхен.
Книжные дети
Армия мальчиков и девочек, категорически отказывающихся читать что-то кроме новостей на страничке ВК — кошмар современных родителей. Но проблема, как вы понимаете, не нова.
На необразованность и тотальное невежество подрастающего поколения жаловались ещё древнегреческие философы. Наверняка юные эллины всего лишь предпочитали Аристофана Гомеру, но классикам этого хватало. У поколения «перестроечных» родителей, выходцев из интеллигентных семей поводы посерьезней — в какой-то момент выясняется, что с ребенком невозможно говорить. Он не ловит цитат — ни про маааленькие бифштексы или «можно я лягу», ни про «в белом плаще с кровавым подбоем» или «осетрина бывает только одной свежести» ни даже банальное «пилите, Шура, они золотые». Чадо просто находится в другом культурном контексте, говорит на другом языке и жонглирует смыслами, совершенно непонятными взрослым — «паблик», «манга», «кавай». И цитаты у него — варварские!
Кто бы спорил, наши мамы и папы тоже брезгливо морщились от наших кумиров, не понимая, что хорошего в Карлосе Кастанеде или Дж. Р. Р. Толкиене... Но здесь, увы, мы наблюдаем не только обесценивание классической литературы вообще и книг в частности, не просто отказ от покрытых пылью и плесенью «взрослых» ценностей. Многие дети, особенно те, кто не вылезает из игрушек и соцсетей становятся в принципе неспособны воспринять большой, серьёзный и сложный текст, переварить значительный объем информации, оценить красоту слога и мастерство автора, уловить ход интриги или изящество литературной шутки. Они теряют классический русский язык — не только «днесь» и «ижде», не только Державин и Карамзин, но и Бунин, Булгаков или Лесков оказываются недоступны для понимания. Почему так происходит, отчего дети отказываются от книг?
Причин стать «нечитайкой» довольно много:
• Проблемы с глазами. У ребенка не диагностированное или не скомпенсированное очками нарушение зрения, боли и резь в глазных яблоках из-за какого-то заболевания, неправильно подобранной оптики или линз. Ему физически трудно читать.
• Минимальные органические нарушения мозговой деятельности. Следствие тяжелой беременности, тяжелого кесарева, асфиксии в родах, кровоизлияний в мозг в период новорожденности, реже — травм головы. Абсолютно психически и интеллектуально сохранный ребенок оказывается не в состоянии запомнить больше нескольких печатных фраз подряд, больше 5-6 минут провести за чтением, сконцентрироваться на получаемой информации.
• Хронические заболевания, нарушающие дыхание, кислородный обмен, усвоение пищи и т. д., ослабляющие ребенка. Даже застарелый кариес может сказаться на работоспособности мозга, не говоря о гастрите, зобе или гайморите.
• Дислексия, СДВГ и другие нарушения внимания, поведения и восприятия. Ребенку тяжело или даже в принципе невозможно сосредоточиться на чтении.
• Гормональная буря. В какой-то момент пубертат буквально «отключает мозг» ребенку, девочка или мальчик, ещё недавно бывшие внимательными и послушными умницами, превращаются в неуправляемых монстров на 1-3 года. К счастью, это проходит.
• Смена приоритетов. Чтение становится непрестижным занятием «для ботанов», куда «круче» пройти уровень в игре или запостить новенькое селфи на страничке. Значимость книг и писателей падает.
• Навязанное чтение. Ребенка заставляют читать с 4-5 лет, читать то, что ему неинтересно, из-под палки, при этом ругают, попрекают, унижают и не слушают — даже добившись результата и прочитав книжку, сын или дочь скорее всего не получат поощрения.
• Непонимание текста. Ребенок не способен воспринять архаичный язык книг (дореволюционных или советских), он не знает, что такое «ЦК КПСС», «пионерлагерь», «буржуи», «верстак», «гуттаперчевый» или «оскоромиться». А чувствовать себя дураком, лазая в словарик за каждым словом, тоже не особенно интересно.
• Протестное поведение. Мальчик или девочка отказываются читать назло родителю, с которым конфликтуют, например. Или протестуют таким образом против развода, переезда, рождения младшего ребенка и т. д.
• Клиповое мышление. Прямое следствие соцсетей и компьютерных игр без ограничений с дошкольного возраста. Ребенок привыкает быстро обрабатывать избыточную информацию, поданную маленькими кусочками — предложениями, абзацами. Даже страница текста, не говоря о романе для него — большая нагрузка.
• Не-визуальная система восприятия. Ребенку настолько важнее получать информацию через слух, прикосновение, запах и т. д., что читать для него так же трудно, как для визуала — учиться «с голоса».
• Усталость. Ребенок настолько плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, что на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени.
• Невозможность уединиться. Ребенок, как ни удивительно, любит читать, но ему негде остаться наедине с книгой, погрузиться в мир произведения, а глотать тексты наспех — не нравится.
• Неправильный подбор книг. Ребенку предлагают не те книги, которые ему интересны, могли бы привлечь. Он считает, что чтение скучное занятие исключительно потому что до сих пор не нашел свою полку в библиотеке.
• Замедленное развитие. Мальчик или девочка взрослеют и созревают медленней своих сверстников. Если разница — год-три и есть серьёзные поводы (травма, наркоз, тяжелая продолжительная болезнь, сильный стресс, депривация, переезд со сменой языка) — порой достаточно подождать, пока сын или дочь дорастут до книг.
• Не любит читать. Просто не любит, как другие не любят слушать музыку, ходить в театр, или заниматься спортом. Возможно получится приохотить, возможно придется ограничиться минимально необходимым литературным багажом.
Естественно, здесь перечислены не все причины, у вашего ребенка может быть своя собственная — например, он ассоциирует книгу с болезнью или больницей, был сильно напуган во время чтения, атакован домашним животным, получил тяжелое известие и т. д. И конечно же, до 8-9 лет говорить о «нелюбви» к чтению рано — навык ещё недостаточно сформирован, мозг не созрел.
Причины и следствия
Прежде чем решать проблему, внимательно понаблюдайте за ребенком неделю-другую, проверьте какие-то вещи в игре, «на спор» или в шутку. Как он\а себя чувствует, крепко ли спит, насколько быстро устает, насколько хорошо и свободно дышит, нет ли постоянных источников воспаления или боли. Насколько хорошо он видит, не устают ли у него глаза. Насколько хорошо читает, вслух и про себя. Насколько понимает и помнит прочитанное через несколько часов или дней. Способен ли он вообще самостоятельно сосредоточиться на какой-то деятельности (гаджеты и телевизор не в счет) больше чем на полчаса, не отвлекаясь? Читает ли самостоятельно хоть что-то — журналы, комиксы, анекдоты, техническую литературу? Как он лучше получает и усваивает информацию — с голоса, с экрана, с «бумаги»? Что ему интересно, что увлекает?
Отдельное внимание уделите учебе — если ваш «нечитайка» отличник, схватывающий знания на лету — скорее всего нелюбовь к чтению имеет психологическую природу. Если же проблемы возникают и в школе, послушайте, что говорят учителя, на что они жалуются — на невнимательность, излишнюю активность, трудности с получением или обработкой информации?
Поговорите с ребенком откровенно и без критики. Спросите, почему ему не нравится читать, не тяжело ли, что он чувствует при чтении, нет ли каких-то сложностей, о которых родители ещё не знают. Понаблюдайте за реакцией — это тоже ответ на вопрос.
Вспомните, были ли у ребенка психотравмирующие поводы отказаться от книг, особенно если он резко перестал читать. Посчитайте, сколько раз в течение дня вы ругаете и упрекаете его за то, что он не читает, заставляете его взять что-нибудь из библиотеки и т. д. (ессно если вы это делаете).
По итогам, станет ясно — требуется ли дополнительная помощь медиков или психологов. Проблемы со здоровьем можно решить или компенсировать, душевные травмы — разобрать и вылечить, нагрузку — снизить и т. д. Возможно сын превратится в «читайку» получив в подарок роскошный том фэнтези или энциклопедию футбола, а дочь засядет за книжки в своей собственной комнате.
В любом случае стоит вылечить аденоиды, хронический ринит, кариес, убедиться, что нет мигреней, хронических болей, о которых ребенок молчит, чтобы не расстраивать папу с мамой. Проверьте зрение и слух — проблемы с глазами иногда надвигаются исподтишка. Поговорите с педиатром — возможно он направит вас на энцефалограмму или другое обследование. Если корень неприятностей — невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание — нужен психолог.
Удостоверьтесь, что ребенок может спокойно спать 8-9 часов в проветриваемой спальне, его не отвлекают братья, сестры или телевизор в гостиной.
Посоветуйтесь с врачом и подберите курс витаминов. Не помешают и препараты жень-шеня (спокойным детям) или другие мягкие стимуляторы, помогающие справиться со стрессами и хронической усталостью.
Иногда достаточно снять лишние нагрузки, чтобы развитие ребенка скакнуло вперед. Но могут понадобиться и более серьёзные усилия.
Ловись, ловись, книжка!
18 рекомендаций — как приохотить ребенка к чтению:
Чтобы приохотить ребенка к чтению нужна читающая семья и читающая среда. Книга должна ассоциироваться с любовью и заботой, удовольствием и принятием, престижем и социальным статусом, дружеством и интересом. Хорошая библиотека убеждает лучше самых правильных слов.
Раз и навсегда прекратите ругать и стыдить ребенка за то, что он не читает, не знает или не понимает. Ни в коем случае не сажайте за книгу из-под палки, не заставляйте читать даже программные произведения — на несколько месяцев или даже год отпустите ситуацию вообще. Максимум (если это практикуется в семье) назначьте умеренную, но весомую премию за прочтение и пересказ содержания конкретных книг — деньги, дополнительное время у гаджета, поход в кино, зоопарк и т. д.
Выключите телевизор. Или хотя бы ограничьте «голубой экран», интернет, плейстешен и игрушки в телефоне 1-2 часами в день — пусть у ребенка появится свободное время и свободная голова для чтения.
Читайте сами, на глазах и на слуху у ребенка — пусть книги лежат на тумбочке у вашей кровати, на рабочем столе, в городском рюкзаке, светятся в телефоне. Обсуждайте прочитанное с мужем, мамой, друзьями или соседями. Увлеченно рассказывайте о любимых литературных героях и судьбах книг, об их месте в вашей жизни, вспоминайте истории из вашего школьного детства — дети обожают слушать «как мама и папа были маленькими».
Поощряйте рассказы ребенка о прочитанном, внимательно выслушивайте их, задавайте вопросы. Хвалите и благодарите. Позволяйте ему самостоятельно формировать круг чтения, каким бы странным он вам ни казался. Обеспечьте максимально возможно широкий доступ к литературе, запишите ребенка в библиотеку и покажите, как искать тексты онлайн в общедоступных источниках.
Объясняйте, зачем нужны книги. Почему человек читающий имеет преимущество перед тем, кто берет информацию из телевизора, каким образом чтение развивает и шлифует ум. Как оно пригодится при выборе и получении образования, принятии самостоятельных решений.
Читайте вместе. Если домашние не возражают, устраивайте по выходным сеансы семейного чтения, как было принято в интеллигентных домах до революции. Закончили рассказ или главу романа — и тут же обсудили, перемыли косточки и героям, и автору.
Читайте перед сном. Пусть несколько страниц какой-нибудь увлекательной и доброй истории — приключений Буратино, Суок, Муми-троллей или хоббита с компанией — сблизят вас с ребенком, станут способом выразить любовь.
Устраивайте увлекательные и торжественные походы в книжный магазин, завершая их в кафе или на игровой площадке, покупайте ребенку небольшие сувениры, обсуждайте обложки и содержание книг, которые его интересуют, вместе рассматривайте издания.
Непедагогично, но эффективно действует конкуренция — со старшим или младшим читающим сиблингом, кузенами, одноклассниками и т. д. — ненавязчиво, но активно общайтесь с ними на глазах у «нечитайки», говорите о книгах — прочитанных и тех, которые планируете прочитать, хвалите за эрудицию.
Постарайтесь, чтобы у ребенка было читающее окружение, круг общения, где говорят о книгах и любят их. Кружок при музее или библиотеке, компания «олимпиадников», сильный класс — возможно ваш «нечитайка» потянется за сверстниками.
Может сработать игровой формат — например, семейная литературная викторина ко дню рождения или празднику; игра в цитаты — откуда взята та или иная фраза, ассоциация, персонаж (начинайте с тех цитат, которые точно известны ребенку). Предложите ему нарисовать картину, сделать поделку, написать эссе на какой-нибудь конкурс, посвященный Пушкину, Грину и т. д. и заодно ознакомиться с тематическим произведением.
Подбрасывайте на видное место книги, которые на ваш взгляд могли бы быть интересны ребенку. На первое время сойдут и популярные фэнтези-сериалы и постап и истории про Братц и Смешариков, и детские журналы и комиксы и художественные альбомы и учебники и вообще все что угодно, кроме откровенной пошлятины. Скромный автор этой статьи всю жизнь будет помнить прочитанный в 8 лет дореволюционный учебник педиатрии с картинками...
Сыграйте на стремлении выделиться. Модные книги — по фильмам и сериалам, которые уже вышли или вот-вот выйдут, с популярными у подростков героями, «культовые» и т. д. — могут быть редкой мерзостью на ваш хорошо воспитанный вкус. Но сын или дочь прочтут их — чтобы похвастать в классе:)
Если ребенок любит нарушать запреты — ка-те-го-ри-чес-ки запретите ему подходить к книжному шкафу и брать оттуда книги, особенно ту, ту и воон ту с верхней полки. На подростка может и не сработать, но лет до 13 — действует фантастически.
Если проблема в небольшом словарном запасе — в СССР выходило несколько замечательных книг по филологии для детей — то же «Слово о словах». Прочтите их вместе с ребенком поглавно, обсудите, заведите игру — что значит то или иное редкое слово, откуда оно взялось, как меняло значения. В запущенных случаях и в семьях билингв можно воспользоваться и помощью сайтов, где иностранцы изучают русский.
Если тяжело воспринимаются крупные и сложные тексты — начните с микрорассказов, юморесок, басен, читайте поглавно, по страничке. Главное, чтобы прогресс шел и «нечитайка» его видел.
Если ребенок тяжело воспринимает информацию «с листа» — попробуйте аудиокниги. Да, это более легкий, «халявный» способ вложить в сына или дочь нужные знания. Но лучше, чем ничего.
Если категорически неинтересна художественная литература — пусть читает о своих драгоценных автомобилях, космических кораблях, собаках или моделях, листает журналы, копается в справочниках. Вдруг однажды количество перейдет в качество?
Экспериментируйте, ищите, пробуйте — у каждого «нечитайки» есть ключик к книжному шкафу, надо только его подобрать.
Мои дети
Поделюсь своим опытом — у меня, как вы возможно знаете, две дочки 11 и 13 лет.
Старшая — книжница от рождения, книги были любимой игрушкой с младенчества, в 4 она начала читать сама и до сих пор поглощает том за томом с завидным аппетитом. Остается лишь подбрасывать книжки — домашняя библиотека освоена уже почти вся.
Младшая — изначально абсолютная «нечитайка». Кесарево, гипоксия, следствие — слабая память. Плюс кинестетик, приоритетное восприятие информации «через пальцы». Плюс активность на грани гиперактивнсти. Чтение освоила в 7 лет, после того, как её научили складывать буквы в слова на карточках и писать на клавиатуре. Большие объемы текста берет с трудом, читает медленно. Плюс к тому лет до 10 — протестное отношение к книгам.
Что я делала?
Читала им обеим перед сном, лет до 9 старшей. Находила интересные младшей сказки (Остера, Янссон) и договаривалась, что прочту очередную главу после того, как младшая сама осилит пару предложений. Обратила внимание, что девочка здорово рифмует, стала ежедневно читать и учить с ней стихи — Юнну Мориц, Овсея Дриза, потом Ахматову, Цветаеву, Бродского. Познакомила её с несколькими «живыми писателями», подписавшими для деточки книжки. Постоянно обсуждала книги и литературу со старшей дочерью, корректировала её список чтения, давала советы. Покупала самые разные детские книги — художественные, научно-популярные, «девочковые», энциклопедии и пособия. Ходила с ней в книжный, предоставляя ей право выбора книжки. Клала в карман свое негодование, когда деточка категорически отказывалась читать предложенную книжку или отзывалась о прочитанном с невыразимо ядовитым сарказмом. Давала деньги — довольно существенные — за прочитанные и пересказанные книги, которые считала для неё полезными. Отправила в театральную студию, где пришлось и читать, и учить роли.
Лед тронулся на «Голодных играх». Я купила покетбук для себя, на втором прочтении забыла в туалете, деточка утащила книгу, грызла неделю и пришла в полнейший восторг. Распробовала:)
Что я имею сейчас?
Деточка добровольно и с энтузиазмом прочла около полутора сотен книг — для 11летки позорно мало, для «нечитайки» ИМХО очень неплохо. Охотно читает сказки — классическое «Сквозь волшебное кольцо», цыганские, молдавские и т. д. Обожает Остера, Мориц, Сетон-Томпсона, короткие рассказы «дедушки Логинова». Кое-как осилила «Хоббита». С видимым удовольствием декламирует в т. ч. на память Ахматову, есть любимые стихи. Из последних прочитанных с интересом — «Человек-Амфибия», просит ещё Беляева. И намекает, что читать ей нечего! Надеюсь, продолжит в том же духе.
...И напоследок учтите — мнение ребенка о литературе, его выбор, вкусы и пристрастия могут абсолютно не совпадать с вашими. И это его право — он не вы. Даже если вас тошнит от очередного «Сталкера» или розовых сказок Чарской, вы не понимаете, что интересного в жизни и «подвигах» акул, справочнике по минералогии или новомодной вампирской саге — пусть ребенок читает то, что ему по нраву. Вкусы могут и измениться, а привычка к чтению сохранится. Чего вы, собственно и добивались:)
Фото www. flickr. com, Donnie Ray Jones, фрагмент
Читайте также:
Виталий Каплан. Нечитающие дети: компьютер ли виноват?
Виталий Каплан. Кривая речь: Почему дети плохо говорят и что с этим делать
Ирина Лукьянова. Чтение для детей — секрет успеха
Митрополит Меркурий. Зачем школьникам Евангелие?