«Моя история. Рюриковичи»: информация в тексте

В нашем привычном представлении о том, что такое есть выставка, в этой экспозиции найдется всего лишь пять-семь тех самых настоящих экспонатов, которые демонстрируются как нечто уникальное за стеклами и с соответствующем освещении. Главное в происходящем в Манеже — текст. Обилие текста, тайфуны информации в буквах и словах, сопровождающиеся портретами или зарисовками отнюдь не «исторической» давности.

2

В 18 залах экспозиции основный элементы пространства — большие современные баннеры на тему одного из отрезков времени правления династии Рюриковичей.  Тоже с текстом. Масштабность героев на них заставляет обратиться к сопровождающим надписям, рассказывающим о личности людей, о смысле изображаемого действия. Кому-то покажется — комикс? Да так и есть. По инструменту, по способу подачи первичного — действительно комикс, за исключением первоначального смысла этого слова. Тут нет ничего комичного, скорее это напоминает изначальную трактовку традиции рассказов в картинках. В  XVI — XVII веках издавали картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это был пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги.

45

Перед каждым таким большим панно стоит как минимум один экран с сенсорными функциями. Он в точности повторяет большой баннер и дополняет его информацию: коснувшись на нем изображения какого-либо предмета или личности можно погрузиться в более детальную историю. Таких экранов очень много. Большую часть информации из выставки посетитель уносит из прочтения текстов о том или ином заинтересовавшем его событии.

39

Другая, меньшая часть, поступает после просмотров документальных фильмов о конкретной эпохе или событии, которые демонстрируются в пяти-шести специальных залах. Дети из них не хотят уходить, пересматривают 10-минутные видео еще и еще, сидя запросто на полу перед большим экраном — они таким образом оказываются вовлеченными в действие, чуть ли не живыми свидетелями происходящего прошлого.

Текст, текст, текст. Слова, высказывания, личности, определения. Они притягивают и заставляют узнать еще больше те загадки, которые таят. Два самых встречающихся жеста, два действия посетителей бросаются в глаза на протяжении всей выставки: коснуться экрана и прочитать новый текст, узнать, и — сфотографировать на память, потом повторить, рассказать друзьям, лучше запомнить. На освоение информации экспозиции, на переживание, усвоение, уходит не один и не два часа. Кажется, что проведя часов пять, все равно что-то упустил, что-то недосмотрел, не узнал, не запомнил. Желание вернуться к истории укрепляется помимо сознания, рождается настоящая жажда к истории. Параллельно к тому факту, что есть вещи, которые требуют не мимолетного взгляда или «кликанья», требующие вдумчивого длительного освоения.
 26
Мощь информации, которую ты не знал и лишь отчасти усвоил после посещения, потрясает. В этих темных залах, где подсвечены только экраны и баннеры, человек как бы окунается в те дальние времена, становится наблюдателем и острее чувствует свое право наследства, свое «родовое» чувство сопричастности. А сколько всего еще было, а ты сам не знаешь, плохо усвоил в школе,что-то забыл, где-то не вникнул. А эта глыба истории существует — и ты ее настоящий участник и последователь. Живыми становятся не только те люди, представленные на баннерах, но и ты сам окунаешься в реальный разговор с ними, наступает другое пространство времени, где все действующие лица равноправны во времени.
3456789101112131415161718192021222324252728293031323334353637384041424344464748495051
makovejchuk МАКОВЕЙЧУК Юлия
рубрика: Авторы » М »
фотограф, обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.