Кому поклоняемся?

Мы часто каемся в грехе «человекоугодия», но редко пытаемся разобраться, что же это такое. Конечно, на самом простейшем уровне все понятно: человекоугодие — это когда с корыстной целью подлизываешься к кому-то, пытаешься понравиться любой ценой. Ясно, что это грех, что нужно его искоренять.

Но бывают и более тонкие случаи — когда, если честно высказываешь свое мнение, можешь вызвать огорчение значимых для тебя людей. А тебе их жалко. И ты молчишь, не выносишь сор из избы. Это оно? Человекоугодие?

Или ты слышишь от друзей что-то лично тебе неприятное, но молчишь, не желая ссориться, понимая, что от твоей принципиальности всем сейчас станет хуже. Человекоугодие?

Или вот хорошие знакомые призывают тебя восстать против некой свинцовой мерзости (о которой ты доселе ничего не слышал) — и ты делаешь перепосты, подписываешь письма протеста, чтобы поддержать хороших людей. Если не поддержишь, они, скорее всего, об этом и не узнают, но тебе же самому будет неловко перед ними. Есть ли здесь человекоугодие?

Еще более интересно, когда внутри тебя сталкиваются две разные грани твоей жизни. С одной стороны, ты — православный христианин, а с другой — к примеру, российский чиновник. Сказать или сделать нечто — будет неловко перед собратьями по приходу. Сказать и сделать нечто противоположное — неловко будет перед коллегами. Либо тем угождаешь, либо этим... ну или, как вариант, раздражаешь и тех, и других.

Есть такое выражение — «конфликт лояльностей». И то, что мы называем человекоугодием, может быть именно таким конфликтом. Человек — он же не существует просто сам по себе, в одном-единственном качестве. У него есть работа или учеба, есть семья, есть друзья, есть единомышленники, есть соседи... есть принадлежность к своему народу, этносу... гражданство своей страны, наконец. Не говорю уж об убеждениях. В каждом своем амплуа он не одинок, всюду есть люди, мнение которых для него значимо. Психологи называют это «референтной группой». Ориентироваться на референтную группу (проще говоря, «считаться с людьми») — это нормально. Проблема возникает, когда разные референтные группы хотят от тебя разного. Вот здесь и начинается конфликт лояльностей.

Кому поклоняемся?

Это легко видно в межнациональных скандалах. Очень часто люди поддерживают «своих» негодяев, прекрасно понимая, что они негодяи. Но как же не поддержать? Ведь какие-никакие, а земляки. Осудишь их (или хотя бы просто промолчишь) — и как потом смотреть в глаза «своим»? Этническое, таким образом, подавляет этическое.

В политической жизни — то же самое. Если приходится высказываться — то с оглядкой, как наши слова будут восприняты единомышленниками. Не сочтут ли они нашу щепетильность предательством светлых идеалов? Демократии, либерализма, государственных интересов, общечеловеческих ценностей, евразийства, национализма, монархической идеи — подставить по вкусу.

Опять же, скандалы межрелигиозные. Тут «чувство локтя» еще сильнее, потому что добавляется мощная мотивация: защита своей веры, хождение перед своим Богом. Да, может, наш единоверец и поступил по-свински, но не поддержать его — означает поддержать противоположную сторону, а там — наши прямые враги. Враги нашего Бога! Поэтому зажмем нос и сплотимся плечом к плечу! А если совесть царапается, задавим ее громкими лозунгами. И ни в коем случае не признаемся себе, что на самом деле просто-напросто боимся выглядеть отступниками в глазах единоверцев.

Но интереснее всего, как человекоугодие проявляется во внутрицерковных распрях. Это ж только в самом широком смысле мы все — одна Церковь, а при ближайшем рассмотрении — есть церковные либералы, есть церковные консерваторы, есть церковный официоз, есть церковные диссиденты, есть церковные державники, есть националисты и уранополиты, есть эволюционисты и креационисты, есть... проще сказать, кого только нет. Почти каждый воцерковленный человек в той или иной степени принадлежит к какой-то тусовке — если не на уровне личных контактов, то в смысле идейной близости.

Но раз есть тусовка (читай, «референтная группа») — значит, есть и по-человечески понятное стремление с ней не ссориться, не навлекать на себя косые взгляды, не ввязываться в яростные споры. А значит — включить своего внутреннего цензора и не говорить, что действительно думаешь.

Вот оно, человекоугодие в классическом виде. И самое страшное тут, что слишком часто люди, угождая своей референтной группе, думают, что угождают Богу. Думают, что защищают чистоту веры.

Здесь есть своя логика. Мало кто из нас достиг такой святости, чтобы ясно различать во всем происходящем Божию волю и Божию правду. Как правило, мы это воспринимаем опосредованно, слушая священников или мирян, которых признаём духовно более опытными. Их мнение нам и кажется критерием, а свое, царапающееся изнутри — страстями, помыслами, прелестью... И чаще всего так оно и бывает.

Но порой бывает и так, что, принимая мнение своей «референтной группы» за правду Божию, мы успокаиваемся и перестаем ее, правду Божию, искать. Перестаем вслушиваться в свое сердце, забываем, что Господь не только через людей, но и напрямую может к нам обращаться, что в душе может царапаться не только прелесть, но и совесть.

И тогда мы впадаем не только в грех человекоугодия, но в гораздо более тяжелый грех — безверия. Точнее, веру в живого Бога заменяем на веру в «референтную группу» и ей поклоняемся. Причем сама референтная группа (она же — тусовка) здесь не слишком и виновата. Сами всё, сами.

Если кто не понял — это я заглянул внутрь себя. На всякий случай, попробуйте тоже.

Фото anroir, www.flickr.com.

0
1
Сохранить
Поделиться: