Китайское путешествие Патриарха Кирилла

День 4. Харбин православный

Всего каких-то полтора часа в желтом тумане неба, над кажущейся пустынной и необитаемой степной равниной, и буйствующий зеленью Харбин гостеприимно принимает гостей из Пекина. Дорога из аэропорта заботливо перекрыта — в городе час пик и застрять в пробке можно надолго. По обочинам и из окон разноархитектурных домов вслед кортежу смотрят заинтересованно-удивленные люди. Ожидания увидеть «русский» Харбин почти сразу разбиваются о реальность. От некогда действительно русского города, который был одним из важных и крупных центров белой эмиграции на всем Дальнем Востоке, ничего не осталось. Ну, может быть то, что русский язык здесь знают гораздо большее количество китайцев, чем в Пекине. Да и в автобусе кто-то из журналистов шутит, что по ощущениям, попал в недалекое советское прошлое, правда, почему-то «завоеванное» Китаем: широкие проспекты, типичные постройки середины 1900-х годов, и лишь на линии горизонта высятся современные здания и почти небоскребы.

От трапа аэропорта Патриарх Кирилл сразу же направляется в один из старинных православных храмов города — Софийский собор. Известно, что, построенный еще в деревянном исполнении в 1907 году, а потом перестроенный в камне два десятилетия спустя, сегодня он закрыт для богослужений и в нем размещается архитектурный музей Харбина. С этими знаниями, весьма неожиданным оказывается то, что собор за годы своего «светского» существования, а закрыт он был в тех же 1950-х, мало изменился. Даже несмотря на то, что правительство Китая, внеся его в списки памятников культуры КНР, не раз с тех пор ремонтировало храм. Впрочем, ему это пошло только на пользу: была отреставрированы соборная площадь, для восстановления которой пришлось снести несколько жилых кварталов.

Точная копия Богоявленского храма в Санкт-Петербурге, трехглавый и пятидесятиметровый в высоту, собор Святой Софии выполнен в псевдорусском стиле. В глаза бросается не только старинная кирпичная кладка, но и купола с неожиданно большими золотыми православными крестами. Несмотря на политическую нелюбовь к культовым иноверческим сооружениям, городские власти Харбина в свое время побоялись снести собор, решив сделать из него музей, и так и не решились снять кресты, сохранив их в целости и сохранности.

Конечно, от некогда богатого убранства храма, а известно, что его стены были расписаны русским художником Анастасьевым, почти ничего не осталось. Даже паникадило на фоне теперь уже серых стен кажется совсем одиноким. В двух пределах и алтарной части — экспозиция фотографий, в центре храма — макет Покровского собора города. Все это в целом вначале вызывает некоторое уныние, правда, очень скоро настроение кардинально меняется.

Заботливые китайцы для высокого московского гостя приготовили целую экскурсию по фотоэкcпонатам. Однако очень скоро они сами, открыв рот, начинают слушать Патриарха Кирилла. Вначале Первоиерарх с пастырской заботой начинает выяснять, что стало с тем или иным храмом, потом — вспоминает, сколько в городе всего было церквей — 22. Плюс два монастыря, и два духовных учебных заведения. «А где Иверский храм, а где Ильинский, Никольский?» — вопросы Святейшего зачастую вызывают неловкую паузу у экскурсоводов. «Они разрушены», тихо отвечают они.

Вдруг оказывается, что несколько из представленных в экспозиции храмов сохранились до наших дней. Состояние их, правда, оставляет желать лучшего — где-то разместился хозяйственный склад, где-то — гаражные помещения. «Вот было бы здорово отреставрировать их и вернуть верующим», вслух мечтает первосвятитель. Представитель местного министерства культуры радостно поддерживает идею московского гостя, замечая, что «разрушать — не строить и что все это — наследие культуры и духовности».

Из уст Патриарха китайцы впервые для себя узнают печальную историю московского храма Христа Спасителя. По глазам видно, что она их весьма впечатлила. «А тут же, наверное, был придел», неожиданно останавливается Патриарх. Китайцы не знают что ответить, а высокий гость в это время внимательно осматривает стены и купол собора. «Тут хорошая акустика? А можно, мы тут споем», вдруг предлагает Первоиерарх Русской Церкви. И впервые за последние несколько десятилетий под купол взлетает «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Кажется, пение слышно на соборной площади — проходящие мимо китайцы останавливаются, а стайка белых голубей взмывает и кружит над собором. Распространяемый торжественно-радостный звук, словно пеленой укрывает фотоэкспонаты. В какие-то доли секунд кажется, что это уже не музей, а действующий храм. Не хватает лишь малого — верующих. 

Читайте также:

Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 1

Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 2

Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 3

Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 5

Фотографии Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Май 14, 2013 0:41

    Не дали служить в Софийском соборе, пришлось просить разрешения, чтобы спеть тропарь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.