Исцеления

Прокаженный и слуга сотника (Мф 8: 2-17)

Прокаженный

После Нагорной проповеди за Спасителем следовало множество людей. Среди них был прокаженный, подошедший со словами: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». В этих немногих словах особо можно выделить то, что прокаженный именует Иисуса Господом, то есть признаёт Его Божественное достоинство. Кроме того, он признаёт за Христом право на свободную волю («если хочешь»), что имеет непосредственное отношение к смирению и как бы перекликается с «да будет воля Твоя», — а этого так нехватает многим нашим молитвам. Наконец, слово «очистить» следует понимать двояко: действительно проказа воспринимается как бесконечно безобразное и опасное кожное заболевание, хотя эта болезнь проникает гораздо глубже и ведет к разрушению тела. Но главное — проказа считалась священным недугом, насылаемым за грехи. А при том, что инкубационный период может длиться до 20 лет с момента заражения и тем самым этот момент практически не отслеживается, все еще хуже и таинственнее. Прокаженного должны были наблюдаеть священники, которые одни только и имели право «ставить диагноз». Лечить они не могли, но ход болезни фиксировали. Выздоровление от проказы не только считалось чудом и милостью Божией, но и должно было быть засвидетельствовано священниками: только они могли объявить человека здоровым.

В ответ на слова прокаженного, исполненные разума и веры, Христос коснулся человека и молвил: «Хочу, очистись», засвидетельствовав тем самым и Свою благую Божественную волю, и связанную с ней способность очищать одновременно от греха и болезни. Проказа тотчас же сошла, и Христос сказал: «Смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». В этих кратких словах Христа — важный смысл. Господь не желает «популяризации» Своих чудесных сил и способностей, а хочет, чтобы незыблемым оставалось благочестие Ветхого Завета: исцеленный должен поступать согласно его правилам. И благодарность через священников воздается Отцу Небесному, и дар Ему же- через них и тем самым через храм.

В этом эпизоде, как в капле воды, сконцентрировалось основное, что можно увидеть в исцелениях Христа: Он исцелял не ради Своей славы, а ради прославления Отца. Он освобождал не только от болезни, но одновременно и от греха. Можно ли назвать Его исцеления социальным служением? — наверное, вряд ли, потому что они осуществлялись не только для того, чтобы люди были здоровы, но в основном для того, чтобы они очищались от греха и , видя славу Божию, благословляли имя Его. Меж тем с благодарностью и тогда было не очень хорошо, и сейчас не лучше. К тому же теперь за исцелением люди, считающие себя христианами, могут пойти хоть к антропософам, хоть к колдунам… Остается лишь печально констатировать, что в этом отношении наша праведность не только не превзошла праведности фарисеев, как нам было заповедано, но даже не достигла ее уровня: они такого и помыслить не могли.

Слуга сотника

Сотник в синодальном переводе текстов Евангелия — это исторический центурион, офицерский чин римской оккупационной армии, что-то вроде командира роты (командует сотней воинов). То есть мало того что враг, а еще и язычник. Увидев Исцеляющего, он просит за своего парализованного слугу, страдающего от болезни. Господь согласился придти и исцелить, на что сотник дерзнул возразить, сказав, что недостоин, чтобы Господь переступил порог его дома, «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И объяснил, что сам он хотя и незначительный чин, но распоряжается воинами, может давать им поручения, и они повинуются. Тем самым он тоже признал Божественное достоинство Иисуса, поскольку отметил по сути, что все Ему подвластно: не только жизнь и смерть, но и пространство. И вот такая отвага упования удивила даже Самого Христа, сказавшего своим спутникам: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Так уже в самом начале Своего земного служения Спаситель провозвестил, что Его Завет, несмотря на бережное отношение к ветхозаветному Откровению, распространится на весь мир, обитатели которого получат свою часть в вечном спасении. Когда-то ветхий Израиль был объединением верующих, а вовсе не племенным союзом, и вовсе не случайно в родословие Христа вошли и хананеянка Раав, и моавитянка Руфь, в то время как их народы считались злейшими врагами Израиля. А вот отождествление религии и происхождения, случившееся в эпоху второго храма, на пользу не пошло. Именно из-за него упадок веры стал настолько серьезным, что верных осталась небольшая горсточка, и спасать мир Христос должен был высочайшей ценой: Своей жизнью.

И вот, сотнику было сказано: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». В это самое время слуга выздоровел. То есть вроде бы здесь мы видим исцеление по вере, но ведь верил-то сотник, а выздоровел его слуга! Так проявляется сказанное позже о том, что если человек стяжал душевный мир, то тысячи вокруг него спасутся. Такова была сила благодати Христовой, что она буквально захлестывала мир.

+ + +

Тотчас же после этого Христос, придя в дом Петра, прикосновением руки исцелил его тещу, лежавшую в лихорадке. А вечером Он исцелил многих бесноватых. Столько здесь любви, столько силы… И это нам всегда нужно держать в сознании: Христос — это полнота Божественной силы и Божественной любви, то есть то и то — в наивысшей степени. И если говорить о подражании Христу (а говорить надо, потому что не зря же Он сказал о том, что люди должны быть совершенны, как Отец Небесный), то следует думать о стяжании благодати (почему-то этот момент почти не присутствует в рассуждениях о том, как часто или как редко следует причащаться) и о научении любви.

Читайте также:

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ-1. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ

и другие материалы в рубрике ЧИТАЕМ ПИСАНИЕ 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.