Они терпеливо и настойчиво искали Знание, но не как цель, а как средство приближения к Богу и к Его прекрасно устроенному произведению – миру. Часто образование становилось для них тяжелейшим испытанием, преодолев которое они приходили к открытию всей жизни. А академические звания, медали, стипендии для них — только мишура, блеклая и неубедительная. Они всегда ею пренебрегали. Мы продолжаем наш цикл “Как жили святые”.
«Бога нет! Сказки это всё! Если бы Он был, Он не стал бы мучить тех, кто идет за Ним! Тебе кажется, Бог рад-радешенек уязвить, уколоть человека. Такого Бога нет!» – кричал студент. Крепко напившись, он долго слушал религиозные споры своих сокурсников, пока вдруг не сорвался. Кто бы мог подумать, что в будущем этот юноша, утонченный интеллектуал, нигилист, эстет, грозящий небу кулаком, станет иеромонахом, и что сегодня тысячи христиан по всему миру будут почитать его как святого. Но его путь к праведности был долгим, мучительным, иногда просто невыносимым.
В миру Юджин Деннис Роуз (так звали этого студента) сумел поступить в частный колледж в городе Помон – один из главных центров гуманитарного образования в США. Именно здесь начались его первые шаги в поисках Истины, которые он принципиально начал с полного отказа от идеи существования Бога.
Юджин изучает западную философию, увлекается Ницше, но через некоторое время разочарованно бросает чтение: «Студентом я искал в философии некую истину и, увы, не находил. Западная философия неимоверно скучна». Он разворачивает свой поиск на Восток к дзен-буддизму, начинает изучать китайский язык, который через несколько лет освоит в совершенстве. Вообще учеба дается ему легко, ничто не вызывает трудностей, но чувство внутреннего недовольства и постоянной тревоги не покидают его, а только усиливаются.
В колледже Юджин подружился с девушкой по имени Элисон. Она училась на первом курсе. С ней он начинает делиться своими страхами и сомнениями, размышлениями и открытиями. Элисон, как могла, помогала ему найти тот самый «верный путь». Несколько раз она пыталась рассказать ему о христианстве, но в ответ встречала усмешки. Именно при ней Юджин кричал (почти уже в отчаянии), что Бога нет. Но косвенно Элисон все же смогла повлиять на настроения своего друга, подсунув ему томик «Братьев Карамазовых» и открыв ему по-новому христианскую музыку Баха. Она позднее писала: «Если к Православию Евгения (Юджина. — Т. С.) привел Достоевский, то ко Христу — Бах».
Окончив колледж, Юджин поступил в Академию востоковедения в Сан-Франциско. Здесь вместе с ним на одном курсе оказалось несколько православных студентов. Однажды один из них пригласил его в храм, метко заметив: «Раз уж ты интересуешься Востоком, нелишне было бы тебе познакомиться и с Восточным христианством».
Переступив порог храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость», Юджин в первый раз осознал: «Вот мой дом». Что-то наконец перевернулось в сознании вдумчивого интеллектуала. Он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, изучать христианское богословское наследие, заново читать Достоевского.
В 1961 году, закончив диссертацию на звание бакалавра, он оставил университет, несмотря на то, что его ожидало прекрасное академическое будущее. Год спустя Юджин Роуз принял православие и стал монахом с именем Серафим.