Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?
Пожалуй, альтернативная школа — это все, что не массовая школа. Кадетский корпус — да. Православная школа — да. Частная школа — да. В каждой из них жизнь организована иначе, чем в обычной школе во дворе: по-другому набраны классы, или иначе устроен учебный день, или по-другому ведется преподавание.
А вот гимназии или лицеи? Четкой грани между обычной и необычной, массовой или «штучной» школой нет. Многие школы, которые начинали как авторские, альтернативные, со временем приблизились к обычным школам. И, наоборот, некоторые государственные, вполне себе массовые школы под руководством умных интересных директоров стали резко выделяться на фоне других.
В среде людей, которые давно интересуются альтернативными формами обучения, давно уже пользуются терминами «анскулинг» (нешкольное образование) и «хоумскулинг» (семейное образование). В чем разница — объясняет Лара Покровская, шеф-редактор журнала «Семейное образование»:
«В отличие от Канады или США, в нашей стране анскулинг не разрешен законодательно.
Анскулинг означает, что ребенок вообще не учится по школьной или даже самостоятельно составленной родителями программе, и государство не регламентирует его обучение.
Ребенок развивается в своем темпе и своим путем, исследует мир так, как его ведет собственная тяга к познанию. Изучает то, что ему интересно в каждый конкретный момент времени, здесь и сейчас. Без какой-либо системы. Анскулинг — это, можно сказать, образ жизни всей семьи. Максимальная свобода — самовыражения, исследования, передвижения, образования. Дети в результате обычно способны поступить в выбранный ими вуз, потому что у них есть внутренняя мотивация. Их желания, их усилия, их воплощение. Не навязанные никем и ничем.
Хоумскулинг (законодательно закрепленный термин «семейное образование») — это обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей аттестаций (как минимум итоговых — ОГЭ и ЕГЭ). То есть школа как бы переносится на дом.
Часто встречается средний между хоумскулингом и анскулингом вариант: «семейники» обучаются по любой альтернативной методике, а параллельно готовятся к сдаче аттестаций. Аттестации в данном случае служат формой контроля соответствия знаний ребенка требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). То есть ребенок параллельно обучается по двум программам — обучается «для себя» по альтернативной методике и сдает аттестации «для галочки», доказывая знание программы общеобразовательной школы.
Есть в нашей стране и настоящие анскулеры, но их не много, обычно такие люди стараются не афишировать свой выбор.
Что касается альтернативных школ, на наш взгляд, любая школа, которая отличается от обычной школы, — альтернативная. Это и Монтессори-школы, и вальдорфские, и школы, работающие по авторским методикам. Государство лицензирует школы, но альтернативная школа может не иметь аккредитации, не выдавать аттестат установленного образца; в ней может не быть классно-урочной системы, дети могут быть собраны в разновозрастные группы.
Часто альтернативные школы договариваются о централизованной сдаче экзаменов: прикрепляются к аккредитованной и лицензированной школе, и дети сдают экзамены вместе с ее учениками.
Иногда несколько семей принимают решение учить своих детей вместе. При этом, учителями могут выступать либо сами родители (каждый — в той области, в которой он хорошо разбирается), либо нанятые преподаватели. Дети при этом числятся на семейном образовании, а объединение семей в своеобразную семейную школу происходит без лицензии, и уж тем более без аккредитации.
Одним словом, при семейном образовании дети учатся дома (с родителями или репетиторами) или в малых группах в альтернативных или семейных школах — в дружелюбной «семейной» обстановке. Все это делается ради интересов ребенка и семьи, ради того самого индивидуального подхода, которой не учитывает общеобразовательная школа.
Разумеется, существуют интересные школы, государственные и частные, работающие в рамках государственной программы, аккредитованные и лицензированные. И реальный, не на словах, индивидуальный подход подразумевает, что если ваш ребенок хочет в школу, то он идет в школу. Но не потому что «так надо» и «все так делают», а потому что ребенок сам захотел».
Сразу поясним: лицензия — это документ, дающий школе право вести образовательную деятельность. Аккредитация — свидетельство о том, что она дает образование на уровне государственных стандартов (на каждом из уровней образования: начальная школа, средняя, старшая). Иногда у школы может быть лицензия, а аккредитацию не получает — например, потому, что в ней нет учителя какого-то предмета или особо оборудованных кабинетов. Школа не может официально работать без лицензии, а без аккредитации может — только не может выдавать аттестаты; в этом случае ее ученики сдают экзамены в другой школе. Отдавая ребенка в альтернативную школу, надо хорошо понимать, что это за форма работы, где ребенок будет сдавать экзамены и получать документы об образовании.
Продолжение читайте здесь
На заставке фото Юлии Маковейчук