В Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Сергиевом Посаде собрано около 20 000 экспонатов. Это предметы церковной старины, картины, богослужебная утварь, облачения, коллекции старинных монет и многое другое. У каждой из этих вещей — интересная и порой неожиданная история, которая заставляет смотреть на нее по-другому. Редакция «Фомы» побывала в ЦАКе и выбрала 12 интересных экспонатов, о которых есть что рассказать.
Картина Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) «Исцеление слепорожденного», 1888 год
Суриков рано потерял любимую супругу Елизавету. Он сильно тосковал, постоянно ходил на кладбище молиться за умершую и перестал писать картины. 2 года художник находился в унынии и отчаянии — у него не было ни вдохновения, ни сил до той поры, пока он не открыл для себя Церковь. Вера и участие в Таинствах вдохнули в него новую жизнь. Это первая картина после двухлетнего перерыва.
На полотне изображена сцена из Евангелия от Иоанна, когда Господь исцелил слепого от рождения человека:
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин 9:1–7).
«Исцеление слепорожденного» — автобиографическая работа, которой нет в музейных каталогах. Художник изобразил себя в роли исцеленного: Христос открывает ему глаза, а падающий на руки свет означает силу, которую он получает для продолжения творческой жизни. Женщина за правым плечом Спасителя — супруга художника, которая осталась любовью всей жизни мастера. Василий Иванович действительно прозрел духовно и был верующим человеком до конца жизни.
Облачения с военной символикой
С XVII по начало XX века священники сопровождали русскую армию в военных кампанияx. В конце XVIII века была создана система специальных наград — священнический золотой крест на георгиевской ленте и облачения с военной символикой. Ими награждалось духовенство за заслуги перед Родиной. Два комплекта иерейского георгиевского облачения были сшиты в Екатеринбурге по образцу начала XX века, который находится в музее истории религии в Санкт-Петербурге. Оригинал изготовили к юбилейным торжествам по случаю 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года и 300-летия царствования Дома Романовых.
Интересный факт: в 2011 году воссозданный комплект георгиевского облачения одобрил Святейший Патриарх Кирилл. 16 августа 2015 года настоятель храма святого Александра Невского в Пскове, руководитель Отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами Псковской епархии протоиерей Олег Тэор стал первым священником, награжденным восстановленным георгиевским облачением. Он много лет опекает псковских десантников и бывал с ними в «горячих точках».
Богослужебный Апостол типографии первопечатника Ивана Федорова, 1564 год
Книга выпущена в московской типографии знаменитого первого русского печатника Ивана Федорова. Было изготовлено около 1000 экземпляров, сохранилось меньше 100, в том числе и этот. Учитывая возраст, книга в прекрасном состоянии — утрачены только края первых листов и литография с изображением апостола Луки, который традиционно изображается в начале книги Апостол.
Апостол — богослужебная книга, содержит послания святых апостолов и их деяния. Выбранные части из книги читаются чтецом или дьяконом перед алтарем во время Божественной литургии.
Скульптура Христа работы Рафаэлло Романелли
Работа итальянского скульптора Рафаэлло Романелли, отлитая из бронзы в XIX веке во Флоренции по заказу барона фон Мекка.
Николай Карлович фон Мекк (1863–1929) — российский предприниматель, потомственный владелец и строитель железных дорог. Был хорошо знаком с композитором Петром Ильичом Чайковским, для которого построил дом во Флоренции. Расстрелян в 1929 по обвинению в контрреволюционной деятельности на железных дорогах СССР.
Скульптура стояла на немецком кладбище в Москве, в Лефортове, на могиле барона А. Л. Кнопа. В послевоенные годы священников было мало — одни сидели в тюрьме, другие были убиты, многие храмы так и не открыли. Но люди не теряли веру и шли к скульптуре Спасителя, которая уже тогда считалась чудотворной. Люди приносили записки, в которых просили вернуть с войны своих мужей и сыновей, которые пропали без вести.
Советские власти не оставили без внимания большое скопление верующих и закрыли кладбище в Лефортове, а в 1946 году скульптуру заколотили в ящик и тайно вывезли в Донской монастырь, который в советское время был превращен в филиал научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Помимо прочего, там хранились барельефы со взорванного Храма Христа Спасителя и фрагменты разобранной Триумфальной арки. Директор музея В. И. Балдин был верующим человеком и спас скульптуру: он сумел доказать, что она не представляет собой никакой исторической, культурной или материальной ценности для музея и предложил отдать ее Русской Православной Церкви в обмен на макеты Троицкого собора с Никоновским приделом, а также при условии изготовления за счет Патриархии макета Соловецкого монастыря. В 1975 году скульптуру Христа передали Русской Православной Церкви.
Часть древа Закхея
Святейший Патриарх Кирилл передал ЦАКу 13 экспонатов. Среди них — часть дерева Закхея из города Иерихон (Палестина), которая была подарена Святейшему председателем Императорского Православного Палестинского общества С. В. Степашиным.
С этой реликвией связано событие, о котором рассказывается в Евангелии от Луки:
Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:1–10).
Смоковница — это дерево, известное у нас как инжир или фиговое дерево. Закхей был мытарем, то есть сборщиком налогов, и считался грешным человеком, потому что брал с людей больше, чем положено. Но с момента его встречи со Христом, когда Закхею из-за малого роста пришлось залезть на дерево, его жизнь кардинально изменилась: он переосмыслил свои поступки, покаялся во всеуслышание и пообещал Спасителю исправить свою жизнь.
Икона святителя Льва, папы Римского
Работа «русского Ника Вуйчича» — художника и иконописца Григория Журавлева (1858–1916). Григорий Николаевич родился без рук и ног в селе Утевка Самарской области и работал, держа кисть в зубах. Он самостоятельно научился писать иконы и даже создал портрет императорской семьи. Работа настолько поразила императора Александра III, что он назначил художнику оклад в 25 золотых ежемесячно. Для сравнения, в годы жизни Журавлева дворник получал 18 рублей, учитель начальной школы 25 рублей, фельдшер — 40 золотых рублей.
Когда в родном селе художника строился храм во имя Святой Троицы, мастер принял участие в росписи внутреннего пространства. После кропотливого труда у него кровоточили десны, он не мог ни есть, ни пить, а к концу жизни стесал зубы об древко кисточки. В знак благодарности и особого уважения его похоронили за алтарем Троицкой церкви.
Отличительная особенность в работе художника — изображение на иконе папы Римского с руками, спрятанными под омофор, хотя по традиции святителей изображают с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием. Это символ того, что иконописец сам не имел рук.
Лев, папа Римский (440-446) — святой неразделенной церкви. После раскола христианского мира в 1054 году на католиков и православных, святой почитается обеими конфессиями.
Рабочий стол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I
Изначально стол принадлежал немецкому послу в СССР графу Вернеру фон Шуленбургу (1934–1941), который жил в резиденции послов Германии в Чистом переулке (Москва). Ночью 22 июня 1941 года граф собственноручно вручил министру иностранных дел СССР Вячеславу Молотову ноту об объявлении войны. Примечательно, что сам посол Германии был категорически против политики Гитлера и в конечном итоге был повешен в 1944 году за участие в заговоре против фюрера.
5 сентября 1943 года И. В. Сталин передал здание резиденции Московской Патриархии. Стол перешел Патриарху Алексию I, он работал за ним до самой смерти. Святейший был точным и аккуратным человеком — каждый предмет на столе имел свое определенное место. Сейчас большинство из них лежат в том же порядке.
Макет дореволюционного Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя построили как памятник мужества русского народа в Отечественной войне 1812 года. Освященный в 1883 году, самый большой храм России простоял всего 48 лет: в 1931 году советское правительство распорядилось на его месте построить гигантское здание Дворца Советов. Храм взорвали под стройку, но проект так и не был осуществлен — на его месте появился бассейн «Москва».
Незадолго до разрушения, в 1920-е годы был собран точный макет Храма Христа Спасителя, который оказался среди экспонатов ЦАКа. Им заинтересовался первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, когда посещал Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Космонавт выслушал жуткую историю и ушел, но в 1965 году, выступая на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ, Юрий Алексеевич вспомнил рассказанное ему в ЦАКе:
“На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много”.
Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте в 1966–1968 годах (до демонтажа в 1936 году она находилась в районе нынешней площади Тверская застава). Текст скандального высказывания не стали печатать в газетах, а стенограмму выступления быстро убрали в архив. Но она сохранилась, так же как и этот макет Храма Христа Спасителя, с помощью которого, в том числе, к 2000-му году был восстановлен главный собор города Москвы. В ЦАК приезжала съемочная бригада с миниатюрной камерой, которой удалось снять интерьер макета и перенести его в новое здание.
Пластинка Фиделя Кастро
ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов. Но есть в музее экспонат, судьба которого нам известна и также связана с Юрием Гагариным.
Первый космонавт в 1961 году посетил Кубу и подарил музыкальную пластинку лидеру страны Фиделю Кастро. В результате очень сложной истории пластинка проделала совершенно уникальный путь и вернулась в Россию благодаря переводчице, которая работала на встрече Кастро и Гагарина. Лидер Кубы подарил пластинку переводчице, а она, в свою очередь, передала уникальный экспонат в ЦАК. Сейчас пластинка с подписями Юрия Алексеевича и его жены стоит возле макета Храма Христа Спасителя.
Посох Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I
Предстоятель не любил наручные часы и предпочитал карманные. Но пользоваться ими во время службы Святейший не мог — их неудобно доставать из-под облачения.
Будучи пунктуальным человеком, Патриарх постоянно интересовался у своих иподьяконов (помощников по службе), который час. Находчивые ребята подарили Святейшему посох со встроенными часами, чтобы Предстоятель Церкви всегда мог следить за временем.
Гербовая книга немецких рыцарей 1237 года, Германия
В 1237 году на территории нынешней Германии проходил очередной рыцарский турнир, на который приглашались представители всех земель страны. Участники приезжали доказывать свое мужество и военное мастерство, за что получали привилегии и земли. У каждого рыцаря был свой знак — герб, на котором изображался гусь, орел, лев или другие символы.
Вся книга — это 200 рыцарских гербов, нарисованных и подписанных на пергаменте. Средневековый библиотекарь и богослов Ян Георгис Хервуд из Хокинбурга оставил на ней свою подпись в 1479 году, но внутри книга датирована 1237 годом. Такая же есть в Мюнхенской библиотеке, но по качеству она уступает выставленной в ЦАКе. Люди, передавшие в ЦАК этот экспонат, предпочли остаться неизвестными.
Сандалии Преподобного Сергия Радонежского
Церковно-археологический кабинет находится на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Неудивительно, что при входе в музей расположен целая коллекция, посвященная основателю обители - преподобному Сергию Радонежскому.
Здесь находятся сандалии подвижника - главная святыня не только этой коллекции, но и всего музея. Обувь Преподобного передали ЦАКу в 1946 году из Лавры вместе с его нательным крестом и камнем из гробницы, в которой лежали мощи святого.
Примечательно, что Сергий Радонежский сам сшил себе эти сандалии - святой постоянно трудился физически несмотря на то, что был настоятелем в обители. Эти и другие моменты из жизни Преподобного изображены на иконах, которые висят рядом на стене. Коллекция была собрана специально к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. 18 июля 2014 года в день памяти святого прошли посвященные юбилею торжества, которые возглавил предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл.
Адрес музея: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.
+7 496 541-55-01, cakmpda@yandex.ru
Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно на официальном сайте церковно-археологического кабинета.
Фото Юлии Маковейчук